Слушать |
Читать |
Петербургский Горэлектротранс представляет совместный проект с телеканалом «Санкт-Петербург» к 315-летию города на Неве.
"Идёт трамвай по городу" - это трансляция прогулки по самому живописному маршруту северной столицы - №3. В 2016 году трамвай №3 после почти десятилетнего перерыва вернулся на Троицкий мост. Воссозданный маршрут вновь повёз пассажиров мимо главных достопримечательностей Петербурга - Садовая и Невский, Летний сад и Марсово поле, Троицкий мост и вид на «Аврору»…Приглашаем присоединиться к праздничному рейсу "тройки"!
Видео телеканала "Санкт-Петербург"
Экскурсия по видовому маршруту трамвая №3
Печатная версия разработана СПб ГБУ «Городское туристско-информационное бюро» при поддержке Комитета по развитию туризма
Санкт-Петербурга.
1. ОСТАНОВКА «ПЛОЩАДЬ РЕПИНА»
До революции площадь носила название «Калининская», в честь располагавшейся рядом деревни. Известно, что деревня эта существовала в ХVII веке, но на одних картах она называлась «Кальюла», на других - «Каллина». С начала ХVIII века утвердилось название деревни - Калинкина. Площадь была спроектирована по плану, разработанному в 1737 году Комиссией о Санкт-Петербургском строении, на тот момент была самой большой площадью, расположенной у моста через Фонтанку. В 1952 году площадь была переименована в честь жившего здесь в 1882-1897 годах художника Ильи Ефимовича Репина. Здесь, в мансарде доходного дома Григорьева им были написана картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и его сын Иван», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди». Здесь на квартире проходили заседания правления «Товарищества передвижных художественных выставок».
В 1874-1975 по проекту, архитектора Ивана Александровича Мерца на средства местного жителя купца Ландрина, посреди площади был построен сквер. В 1875 году сквер был передан в государственное ведение и стал содержаться на городские средства. В 1876 году в связи с проведением через площадь конной железной дороги, в Калинкин сквер перенесли верстовой столб. До этого он стоял по другую сторону Старо-Калинкина моста, отмеряя начало Петергофской дороги и показывавший, что до Петергофа 26 верст. Перенеся столб за мост старую отметку 26 отставили. Таким образом, от Петербурга до Петергофа и поныне 26 верст.
- Старо-Калинкин мост
Мост находится в устье Фонтанки. С левого берега к мосту подходят: Старо-Петергофский проспект, недалеко от моста на набережную реки Фонтанки выходит улица Циолковского. На правом берегу находятся площадь Репина и Лоцманская улица. Ближайшая станция метрополитена - «Нарвская».
- Мало-Калинкин мост
Мост получил название по находившейся здесь в XVIII веке Калинкиной деревне. Построен в 1783 инженером И. Н. Борисовым, одновременно с сооружением гранитных набережных канала.
Мало-Калинкин мост соединяет Коломенский и Покровский острова через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Это последний, двадцать первый мост через канал Грибоедова. Он расположен в месте впадения канала в реку Фонтанку и как бы является продолжением набережной Фонтанки, а с самого моста можно увидеть Адмиралтейские верфи и краны порта.
Мост получил название по находившейся здесь в XVIII веке Калинкиной деревне.
В литературе можно найти упоминания, что молодые люди любили затевать кулачные бои у Мало-Калинкина моста и только прибытие конных городовых заканчивало подобные состязания.
2. ОСТАНОВКА «САДОВАЯ УЛИЦА»
3. ОСТАНОВКА «ПЛОЩАДЬ ТУРГЕНЕВА»
Площадь Тургенева расположена в историческом районе Коломна. Первоначальное, площадь называлась Успенской . 20 августа 1739-го года такое название присвоила ей императрица Анна Иоанновна, прочитавшая доклад «Комиссии о Санкт-Петербургском строении», в котором речь шла о планируемом возведении именно на этой площади церкви Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь здесь так и не была построена, поэтому с 1822-го года площадь стали именовать Покровской по названию появившейся на ней Покровской церкви. В 1923 году была переименована в честь Ивана Сергеевича Тургенева.
Примечательными памятниками архитектуры, дошедшими до наших дней, являются жилой дом №50, построенный в стиле неоклассицизм в 1914-15-м годах по проекту Коварского, бывшее здание шоколадной фабрики Конради, Дом Баранова (№111-113) построен в начале 19 в., в 1874 г. надстроен, а в 1909 г. перестроен. С 1909 г. проложены трамвайные пути, которые раздваиваются, обходя сквер.
4. ОСТАНОВКА «ЛЕРМОНТОВСКИЙ ПРОСПЕКТ»
- Пикалов мост
Пикалов мост - соединяет Коломенский и Покровский острова через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Образует единый архитектурный ансамбль с Красногвардейским и Старо-Никольским мостами. Ближайшая станция метрополитена (1,3 км) - «Садовая». Название получил по фамилии подрядчика строительных работ Пикалова. Авторы проекта неизвестны.
- Семимостье
На набережной у пересечения Крюкова канала и канала Грибоедова есть место, где взору открываются сразу семь мостов – знаменитое Семимостье. Чтобы его увидеть, нужно встать на Пикалов мост так, чтобы Никольский собор оказался по левую руку, впереди будет Красногвардейский мост, а за ним – Ново-Никольский. Если повернуться по часовой стрелке, будет виден Старо-Никольский мост. Далее по Крюкову каналу виден Смежный мост. Повернувшись ещё немного, можно увидеть Могилёвский мост. Снова поворачиваемся к Крюкову каналу и видим Кашин мост, а вдалеке за ним – Торговый.
- Красногвардейский мост
Красногвардейский мост — соединяет Казанский и Спасский острова через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.Название свое мост получил в память о Петроградской Красной гвардии, организованной в апреле 1917 года.
Ансамбль из трёх мостов (Красногвардейский, Пикалов, Старо-Никольский) является архитектурным памятником. Рядом с мостом расположены Никольский рынок и Никольский собор.
5. ОСТАНОВКА «НОВО-НИКОЛЬСКИЙ МОСТ»
- Николо-Богоявленский Морской собор
Николо-Богоявленский Морской собор Санкт-Петербурга — выдающийся памятник русского зодчества середины XVIII века, история которого неразрывно связана с историей и традициями российского флота. Собор сохранил до наших дней свой исторический облик и интерьеры на протяжении более 200 лет. Никольский морской собор строился как «морская полковая церковь» в период с 1753 по 1762 года на морском полковом дворе на месте деревянного храма по проекту арх. С. И. Чевакинского в стиле елизаветинского барокко. Собор вмещает около 5 тысяч человек одновременно. Отдельно стоящая четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня возведена в 1755—1758 годах.
Никольский собор - один из немногих храмов Петербурга, который никогда не закрывался, а с 1941 по 1999 годы являлся кафедральным собором.
6. ОСТАНОВКА «ЮСУПОВСКИЙ САД»
Юсуповский сад сохранил имя своих первых хозяев, князей Юсуповых, хотя их большая городская усадьба на Фонтанке, частью которой является сад, уже в начале XIX века была продана в казну. Сегодня этот живописный пейзажный парк, спланированный Кваренги, представляет собой небольшое пятно зелени и гармонии посреди довольно мрачного «достоевского» района.
В глубине сада стоит особняк, тоже перестроенный Кваренги. После того, как Юсуповы продали усадьбу в казну, в нем разместился Корпус инженеров путей сообщения. Юсуповский сад и сейчас находится под ведомством Университета путей сообщения, а с левой стороны от него, в специально построенном корпусе, помещается Железнодорожный музей.
Из инфраструктуры в саду имеются только лавочки и стандартные туалеты с правой стороны от входа. Никакой торговли (она строго запрещена правилами — их впечатляющий свод встречает посетителей на стенде у входа), только перед входом стоит прилавок с мороженым. Это в обычные дни. По праздникам в саду проходят народные гулянья и мероприятия — от мирных, вроде Рождественской ярмарки, до экстремальных, типа кулачных боев на Масленицу.
Зимой здесь заливают каток, да не простой, а с большой историей: сад — колыбель русского фигурного катания и вообще модных зимних спортивных развлечений. С 1877 года здесь действовало «Общество любителей бега на коньках» и проводились чемпионаты по фигурному катанию, здесь открылся первый в Петербурге общественный каток и была создана первая русская хоккейная команда — «Юсуповский сад». Примерно в то же время, в конце XIX века, сад стал базой Императорского общества спасения на водах. Школа фигуристов действовала и после 1917 года, а сегодня все сократилось до детского спортклуба «Орленок», располагающегося в хозяйственном флигеле с правой стороны сада.
Сегодня юсуповские пруды сильно загрязнены, но так же живописны и необыкновенно любимы окрестными жителями. В выходные дни и летними вечерами здесь яблоку негде упасть, причем люди предпочитают располагаться прямо на берегах, на траве, или на склонах садовых горок. Несмотря на пестроту посетителей и категорическую непарадность этого места, в Юсуповском саду необъяснимо уютно.
- Дом на Римского-Корсакова, 3
Здесь Фёдор Михайлович и Анна Григорьевна Достоевского жили в 1871 году. Анна Григорьевна писала:
"Мы выбрали эту местность с той целью, чтобы наша девочка жаркие июльские и августовские дни могла проводить в Юсуповском саду, который находился в двух шагах от нас."
Следует отметить, что этот дом стоит не на пересечении улиц, и в двух шагах, как Юсуповский сад, церкви рядом с домом тоже нет. Правда была часовня св. Александра Невского, которая располагалась на месте ныне несуществующего Ново-Александровского рынка (часовня снесена в 1930-х годах).
Здесь у них 16 июля 1871 года родился сын Фёдор.
- Дом купца Шеффера
Здание построено в 1862 году академиком архитектуры Н. Н. Ковригиным. Здесь находилась последняя квартира поэта-лирика А.Н. Майкова, скончавшегося в марте 1897 года. В начале XX века в доме размещалась зеркальная мастерская. В 1974 году здесь была открыта блинная «Русские самовары».
- Кокушкин мост
Этот небольшой железный мостик назвали так в честь купца Василия Кокушкина, чей дом располагался неподалеку, на углу Садовой улицы и Кокушкина переулка.
Через канал Грибоедова мост перекинули в конце 18 века, в 1790 году, тогда же, когда одели в гранит набережные канала. В то время он состоял из одного пролета и был деревянным.
Такой облик сумел сохраниться до 1946 года.
До того времени его неоднократно ремонтировали, но каждый раз новая конструкция почти полностью повторяла старую. Наконец, сразу после войны, его решено было капитально перестроить, потому как старая конструкция обветшала и находилась в полуразрушенном состоянии.
Вместо старых опор вбили 170 новых свай, а единственный пролет сделали металлическим. Теперь Кокушкин мост вытянулся в длину на 19 метров и на 13 в ширину.
Декоративную отделку выполнили стальными листами и чугунными литыми ограждениями.
Кокушкин мост, наверное, один из самых популярных литературных персонажей в Петербурге.
Кажется, нет такого классика, который не упомянул бы хоть раз его в своем творении.
В 1829 году о нем написал Пушкин в своей знаменитой и не совсем приличной эпиграмме. Достоевский начал повествование «Преступления и наказания» именно с этого моста. В незаконченной повести Лермонтова «Штосс» район Кокушкиного моста назван самой глухой частью города. Гоголь, будучи еще никому не известным писателем, поселился рядом, где и написал прославившие его «Вечера на хуторе близ Диканьки». После он упомянул мост и дом, в котором когда-то жил, в «Записках сумасшедшего».
7. ОСТАНОВКА «СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ»
Строительство ансамбля Сенной площади было начато при императрице Анне Иоанновне в 1737 году. В первые годы на Сенной площади торговали преимущественно сеном, соломой и дровами, с чем и связано ее современное название. Интересно отметить, что сено взвешивали прямо с телегой на огромных весах. От Сенного рынка к Невскому проспекту была проложена улица, получившая название Сенная, а в последствии переименованная в Садовую. В 18 веке это была главная торговая и купеческая улица города. Позднее от Сенной площади строго на юг была проложена дорога, ведущая в направлении Москвы, Киева и загородной царской резиденции - Царского Села. В 1753-1765 годах был возведен храм Успения Пресвятой Богородицы (один из самых больших в Северной столице), построенный на средства известного купца-миллионщика Саввы Яковлева. Во второй половине 19 века Сенная площадь превратилась в одну из самых многолюдных площадей Петербурга. В 1883-1886 гг. по проекту архитектора И. Китнера было построено четыре здания продовольственного Сенного рынка.
Сенная площадь – частое место действия в романах Ф.М. Достоевского. Здесь Раскольников окончательно решился на убийство старухи. Сам писатель провел на гауптвахте на Сенной двое суток в марте 1874 года за публикацию без особого разрешения заметки «Киргизские депутаты в Петербурге» в журнале «Гражданин».
- Здание гауптвахты на Сенной
На Сенной площади в Санкт-Петербурге находится памятник зодчества начала XIX века — здание гауптвахты.
Это сооружение своеобразной архитектуры поставлено под углом к центральной оси площади, главным фасадом обращено к центру площади. Этот дом 37 по Садовой улице — единственное сохранившееся в Петербурге сооружение, типичное для застав и «караульных домов» начала XIX века в городах России.
Здесь в марте 1874 года за нарушение цензурного устава (как редактор периодического издания «Гражданин») содержался под арестом Ф. М. Достоевский. Есть основания предполагать, что камера находилась на втором этаже, с окном, обращенным на Спасский переулок.
Сейчас в здании располагается туристско-информационный центр.
- Вяземская Лавра
Рядом с Сенной площадью существовало одно из самых злачных мест Петербурга - печально знаменитая Вяземская лавра. Название было проникнуто иронией: лавра-это мужской монастырь высшего ранга, в России было всего четыре лавры. А в гигантском притоне, известном под именем «Вяземская лавра», порядки были отнюдь не монастырские.
Об этом впервые рассказал В. В. Крестовский в романе «Петербургские трущобы», писали о Вяземской лавре и многие другие литераторы.
В XIX веке предприимчивый князь Вяземский приобрел обширный участок между Сенной площадью и Фонтанкой, включающий в себя и строения на территории нынешних домов №№ 4 и 6 по Московскому проспекту. В конце минувшего века во флигелях, обращенных на Забалканский (ныне Московский) проспект, размещались трактир, семейные бани, питейный дом и несколько портерных лавок, десятки других мелких торговых заведений. Во дворе дома (там, где теперь находится рынок) помещались постоялый двор, чайная (на местном языке она называлась «мышеловкой» - вероятно, по тому, что чины сыскной полиции обычно находили здесь разыскиваемых).
После того как в начале ХХ века злачное место оказалось в центре разросшегося города, лавру снесли. Дом номер 2, все что осталось от знаменитой лавры.
- Метро Сенная Площадь
Метро “ Сенная площадь” была открыта 1 июля 1963 года. До 1 июля 1992 носила название “Площадь мира”. Глубина заложения станции 55 метров. Подземный зал была разработан архитекторами А.И. Прибульский, А.Я. Мачерет, В.В. Ганкевич , наземный павильон проектировали А.С. Гецкин, В.П. Шувалова. В 1991 году в центральной части появился переход на станцию «Садовая», а в 2008 на станцию «Спасская».
8. ОСТАНОВКА «АПРАКСИН ДВОР»
В центре Петербурга, между улицами Садовой и Ломоносова, находится один из старейших исторических торговых центров города - Апраксин двор. Этот рынок, носящий графское имя, считается самым народным рынком на сегодняшний день. Графу Федору Апраксину обширный участок земли в Петербурге был пожалован императрицей Елизаветой. На полученной территории рынок построили не сразу. Первоначально торговое место устроил, купец Щукин, получивший бывшее загородной владение Чернышевых. В 1833 году по указу Николая I Апраксин и Щукин дворы были объединены в один обширный рынок. В современной топонимике сохранилось лишь одно название – Апраксин двор. В 18-19-ом веках Апраксин двор - это не только торговые лавки и корпуса, на территории рынка существовали часовни, гостиницы, трактиры, школа. И был даже свой театр: сегодня на этом месте находится знаменитый БДТ - Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова. А улицу по соседству - Апраксин переулок - традиционно обживали люди искусства: здесь во все времена жили писатели, художники, артисты. Перед началом Первой мировой войны, по некотором сведениям, Апраксин двор стал крупнейшим в Европе по оптовому товарообороту. В советские годы Апраксин двор был крупным центром комиссионной торговли. Сейчас Апраксин двор располагается на территории 14 га и включает в себя 57 корпусов, большинство из которых находятся в городской собственности.
- Воронцовский дворец
С 1958 года здание дворца полностью занимает Суворовское военное училище
В 1744 году вице-канцлером Российской империи был назначен Михаил Илларионович Воронцов. Он участвовал в дворцовом перевороте, в результате которого к власти пришла дочь Петра I Елизавета. Воронцов был в родственных связях с Романовыми: жена канцлера Анна Скавронская приходилась двоюродной сестрой императрице. Для столь значимого человека потребовалось соответствующее представительство. Воронцову были переданы участки Макарова и Волкова. Весной 1749 года придворный зодчий Франческо Бартоломео Растрелли начал составлять проект нового дворца.
Растрелли создал типичный для себя дворец в стиле барокко, фасад которого украшен пучками колонн и богатой лепниной. Архитектор впервые в своей практике здесь ввёл барельефы мужских голов в узоры наличников окон. Позже этот приём он использовал при оформлении стен Зимнего дворца.
Воронцовский дворец расположился главным фасадом к Садовой улице. Чугунная ограда перед усадьбой была выполнена по рисункам Растрелли. Со стороны Фонтанки был создан большой регулярный парк. Первоначально в центре главного корпуса располагалась арка для въезда во внутренний двор. Позже её заложили и организовали на её месте Главный вестибюль. Кроме дворца зодчим здесь был построен целый комплекс зданий. Со стороны Фонтанки находился одноэтажный корпус с террасой с видом на реку.
Бывший Воронцовский дворец в 1810 году был отдан Пажескому корпусу. Это самое привилегированное военное училище в истории дореволюционной России было основано в 1759 году. 4 октября 1918 года петроградская «Красная газета» сообщила, что «здание бывшего Пажеского корпуса на Садовой улице со всем инвентарем переходит в ведение Комиссариата внутренних дел». 21 августа 1943 года было принято правительственное постановление, которое предусматривало создание девяти суворовских военных училищ. В 1955 - 1958 год в доме 26 размещались два учебных заведения: пехотное училище и суворовское училище, а с 1958 года Суворовское военное училище полностью заняло здание бывшего Воронцовского дворца.
9. ОСТАНОВКА «ГОСТИНЫЙ ДВОР»
Предтечей этого гостиного двора стал Гостиный двор у Зелёного моста. Когда при пожаре 1738 года он сгорел, было принято решение не восстанавливать старое строение, а строить новый Гостиный двор ближе к границе города.
Большой Гостиный двор - памятник истории и архитектуры XVIII века, в прошлом — центральный оптовый Гостиный двор, с начала XX века — универмаг. Архитектор Жан Батист Валлен-Деламот. Находится под охраной ЮНЕСКО. Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, занимает квартал между Невским проспектом (дом номер 35), Садовой улицей, улицей Ломоносова и Перинной линией. В здание выходит вестибюль станции метро «Гостиный двор».
Торговые помещения гостиного двора составляют 13 тысяч м², при этом площадь всего комплекса зданий универмага — 78 тысяч м².Гостиные дворы в Санкт-Петербурге существовали практически с момента создания города и играли серьёзную роль в обеспечении жизнедеятельности столицы.
- Здание городской Думы
Состоит из здания Городской думы, выходящего фасадом на Думскую улицу, и башни Городской думы, расположенной на углу. Часто весь комплекс называют зданием Городской думы. Башня, входящая в состав комплекса, является одной из доминант Невского проспекта и иногда рассматривается отдельно от здания Гордумы. Иногда здание думы и башня рассматриваются в ансамбле с примыкающим к ним зданием «Серебряных рядов», выходящим фасадом на Невский проспект.
Башня Городской думы, поставленная у расширения Невского проспекта возле Гостиного двора, видна со значительных расстояний и занимает важное место в исторически сложившемся ансамбле центральной магистрали города. Вертикаль башни Городской думы, портик Перинной линии и монументальное здание Гостиного двора создают архитектурный акцент, определяющий облик Невского проспекта в его центральной части.
Ныне в здании размещаются Детская филармония, музыкальная школа им. Н.А. Римского-Корсакова, Институт Петербурга, а с 1998 года - Северо-Западное и Санкт-Петербургское отделения Сбербанка России (с адресом по Думской улице), а также ведомственный музей Сбербанка в башне.
- Российская национальная библиотека
Согласно указу Президента России, является особо ценным объектом национального наследия и составляет историческое и культурное достояние народов Российской Федерации. Одна из крупнейших библиотек мира.
Императорская Публичная библиотека была основана 16 (27) мая 1795 года высочайшим повелением императрицы Екатерины II.
Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге — старейшая публичная и первая национальная библиотека России, ныне одна из крупнейших библиотек мира и вторая по величине фондов в Российской Федерации, хранилище национальной памяти, общероссийский информационный, научно-исследовательский и культурный центр. На протяжении всей своей истории Библиотека стремится к исчерпывающей полноте комплектования фонда национальной печатной продукции и свободного доступа к нему.
Идея организации общедоступной библиотеки в России получила хождение в начале XVIII века. В 1766 году план создания публичной российской библиотеки был предложен на рассмотрение Екатерины II, но только16 (27) мая 1795 года, за полтора года до своей кончины, российская императрица одобрила проект создания в Санкт-Петербурге Императорской библиотеки, достойно завершив этим деянием свое царствование. Место для Библиотеки было определено в самом центре столицы Российской империи, на углу Невского проспекта и Садовой улицы, строительство здания по проекту архитектора Е. Т. Соколова началось немедленно, но продолжалось около 15 лет.
В основу иностранного фонда Императорской Публичной библиотеки легла коллекция книг и рукописей братьев Залуских — Библиотека Залуских. Для организации фонда Библиотеки было составлено первое в России пособие по библиотечной классификации, а в 1810 году император Александр I утвердил первый российский библиотечный законодательный акт, содержавший пункт об обязательной доставке в Библиотеку двух бесплатных экземпляров любой печатной продукции, издаваемой в России. Планировалось открыть Библиотеку в 1812 году, однако в связи с нашествием Наполеона самая ценная часть собрания была эвакуирована из Санкт-Петербурга, и открытие пришлось перенести на два года. Торжественное открытие Императорской Публичной библиотеки состоялось 2 (14) января 1814 года.
В РНБ находится штаб-квартира Российской библиотечной ассоциации, регулярно происходят встречи представителей библиотечного сообщества России и стран СНГ. В РНБ ежегодно проводятся научные конференции и другие мероприятия национального и международного масштаба, РНБ участвует в работе таких международных библиотечных объединений, как IFLA (Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений), LIBER (Лига европейских научных библиотек), CERL (Консорциум европейских научных библиотек), СENL (Конференция директоров европейских национальных библиотек), Bibliotheca Baltica, Библиотечная Ассамблея Евразии и других.
- Торговый дом Пассаж
Здание универмага построено в 1846 – 1848 годах архитектором Р.А. Желязевичем по заказу тогдашнего владельца земельного участка графа Я.И. Эссен-Стенбок-Фермора. На первом этаже здания размещались склады, на втором — торговые помещения, на третьем — квартиры.
В 1879 году в части помещений «Пассажа» расположился единственный зарубежный банк, допущенный к работе в России, французский «Crédit Lyonnais».
В расположенном со стороны Итальянской улицы концертном зале устраивались публичные научно-просветительские лекции, проходили вечера Литературного фонда. Здесь выступали Тургенев, Некрасов, Достоевский, Чернышевский, Шевченко.
В 1899-1901 гг. здание было перестроено архитектором С. С. Козловым. Здание стало четырёхэтажным, к главному фасаду был пристроен входной двухколонный портик. В реконструированном здании располагалось шестьдесят четыре торговых зала общей площадью более 5000 кв. м.
В 1904-1906 годах в концертном зале работал Новый драматический театр В. Ф. Комиссаржевской. С 1908 года здесь ежегодно гастролировал московский театр С. Ф. Сабурова.
В 1920-1922 годах «Пассаж» был закрыт на очередную реконструкцию.
В 1933 году «Пассаж» стал государственным универмагом. В 1934 году здание было частично перепланировано по проекту Н. А. Троцкого. Были устроены лестницы и мост-переход между галерей, а также проведена реконструкция зала на третьем этаже со световыми окнами, где сейчас расположена секция «Товары для дома».
В 1941 году «Пассаж» был закрыт на консервацию и был вновь открыт в феврале 1947 года. В 1961 году в «Пассаже» открылся первый в СССР универмаг для женщин.
В 1992 году универмаг «Пассаж» был акционирован и стал акционерным обществом закрытого типа. Его филиалы — магазины «Ярославна», «Весна», «Красота», «Людмила» и др. — стали самостоятельными юридическими лицами. В мае 2006 года торговый дом «Пассаж» был приобретён на аукционе за 50 млн долларов и перешёл под контроль Шалвы Чигиринского.
В сентябре 2011 года универмаг «Невский Пассаж» был приобретен инвестиционным фондом Jensen Group у структур банка «ВТБ» (сумму сделки аналитики оценили в $80 млн).
10. ОСТАНОВКА «ИТАЛЬЯНСКАЯ УЛИЦА»
Проходит от набережной канала Грибоедова до набережной реки Фонтанки. Год постройки - 1820. Архитектор: Карл Росси. Архитектурный стиль: классицизм. В период с 1871 до 1902 года улица называлась Большой Итальянской, в то время как Малой Итальянской была современная улица Жуковского. В 1923 году улице присвоили имя погибшего в годы Гражданской войны комиссара А.С. Ракова (1885—1919). Историческое наименование Итальянской улице вернули в 1991 году. Построенный в конце XIX века Итальянский мост через канал Грибоедова получил своё имя от Итальянской улицы.
- Театр имени В.Ф. Комиссаржевской
Был образован в Ленинграде 18 октября 1942 года как «Городской театр». С осени 1944 года назывался Ленинградским драматическим театром. На этой площадке начинали свой творческий путь Игорь Дмитриев, Алиса Фрейндлих, ставились пьесы молодых и неизвестных широкой публике драматургов Даниила Гранина и Александра Галича.
Позднее, в 1959 году, театр получил имя Веры Фёдоровны Комиссаржевской.
18 октября 1942 г., в самое суровое время блокады, спектаклем по пьесе К. Симонова «Русские люди» в Ленинграде открылся новый театр – «Городской», труппу которого составили артисты Радиокомитета, Театра драмы им. Пушкина, режиссеры И. Горин, И. Зонне. Позже труппа пополнилась актерами Нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной Армии. Театр укреплял в человеке силу духа, помогал выжить. Ленинградцы называли его Блокадным.
- Российский этнографический музей
Российский Этнографический музей расположен в здании, построенном в стиле русского неоклассицизма в начале века. Это одно из немногих сооружений в Санкт-Петербурге, специально возведенное для музея. Строительство началось в 1903 г. и длилось вплоть до 1916 г. по проекту В.Ф. Свиньина. Систематическое формирование музейного фонда ведет отсчет с 1902 г., экспозиции были открыты для посетителей в 1923 г. Сегодня обширная коллекция музея включает в себя тысячи произведений ручного труда, таких как ювелирные украшения, костюмы, оружие и орудия труда, использовавшиеся различными народностями России и Центральной Азии.
Архитектурной доминантой здания музея является Мраморный зал. Мраморный зал был задуман как памятный, в честь императора Александра III. Зал выстроен в традициях греко-римского перистиля (внутреннего двора, окруженного крытой колоннадой), с плафоном, набранным хрустальными плитами на которых изображены двуглавый орел и дубовые листья. Для отделки зала был использован только отечественный розовый мрамор из Олонецкой губернии.
- Михайловский сад
Михайловский сад один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII — первой трети XIX вв., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей садово-паркового искусства на одной территории — регулярного или «французского» и пейзажного или «английского».
Во времена Петра I территория, на которой теперь располагается Михайловский сад, называлась «шведским садом». Он был подарен императором супруге Екатерине. На том месте, где сейчас находится павильон-пристань, построенный по проекту К. Росси (наб. р. Мойки), располагался дворец императрицы – «Золотые хоромы». В середине XVIII столетия, во времена правления Елизаветы Петровны, было проведено переустройство сада по проекту Ф.-Б. Растрелли. Сохранившиеся до наших дней в юго-восточной части сада два больших водоема имели геометрическую форму, а за ними располагался большой сад-лабиринт, простиравшийся до самого Невского проспекта.
В XIX в. сад меняет свой облик с «регулярного» на «пейзажный» и становится частью ансамбля Михайловского дворца – яркого примера архитектурного единства здания и природного ландшафта, созданного по замыслу великого зодчего Карла Росси.
Михайловский сад был закрытым частным владением и стал доступен для посещения горожан с момента основания Русского музея, в 1895 году. В 1999 году, практически полностью утратив свой исторический облик, стал частью Русского музея. XXI век - точка отсчета новейшей истории Михайловского сада. Пройдя масштабную реконструкцию, он начал свою жизнь не только как уникальный памятник ландшафтной архитектуры, но и как современное музейное пространство, своеобразный зеленый зал под открытым небом.
- Михайловский (Инженерный) Замок
Михайловский замок, единственное в России дворцовое сооружение в стиле романтического классицизма – уникальное здание, с которым связно множество легенд и преданий, часто мистического характера. Он соединяет в себе черты средневекового рыцарского замка и светского европейского дворца XVIII столетия. Построенный для Павла I в период с 1797 по 1801 гг. по проекту архитекторов В. Баженова и В. Бренна, замок стал местом загадочной гибели своего владельца. Из-за этого долгое время в здании находящемся в самом сердце императорского Петербурга, окна спальни, где и произошло убийство, во время традиционных праздничных иллюминаций оставались наглухо закрыты плотными шторами.
В начале XIX в. замок, «пустынный памятник тирана, забвенью брошенный дворец», принял в свои стены военных и деятелей культуры, а позже здесь разместилось Инженерное училище, и роскошные интерьеры бывшей императорской резиденции были перестроены и приспособленные для его нужд. На долгие годы замок стал Инженерным. В советское время здесь располагались различные военные организации.
Сейчас в отреставрированных залах замка располагается постоянная интерактивная экспозиция «Сага о Романовых» и открытые фонды скульптуры конца XIX - начала ХХI вв., здесь же хранится подлинная мраморная скульптура Летнего сада, а также проводятся временные выставки.
11. ОСТАНОВКА «МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК / ЛЕТНИЙ САД»
1-й Садовый мост отличается богатым архитектурным декором. Обращают на себя внимание шестигранные фонари на торшерах из скрещённых копий. Рядом находится Нижне-Лебяжьий мост. Мост находится в сосредоточении исторических мест: непосредственно у Михайловского сада, Летнего сада, Марсова Поля и ансамбля Инженерного (Михайловского) замка - последней резиденции и места убийства Павла I.
- Марсово поле
В начале 18 века на месте Марсова поля находилась заросшая болотистая роща. Впоследствии она была превращена в место для проведения смотров войск и получила название Большой луг. Здесь проходили празднества и гуляния в честь побед в Северной войне. На этом месте устраивались карнавалы, представления и фейерверки, в честь чего Большой луг был переименован в Потешное поле. Но и это название не закрепилось надолго: возле поля был возведен дворец супруги Петра Великого, Екатерины I, и прилежащие к нему территории стали именоваться Царицыным лугом. Лишь в 1805 году поле было названо в честь античного бога войны - Марса.
В 1917 в центре Марсова поля были торжественно похоронены жертвы Февральской революции, в дальнейшем там же хоронили жертв Гражданской войны. В 1917-19 гг. по проекту архитектора Л. В. Руднева сооружается мемориал "Жертвам революции" с эпитафиями А. В. Луначарского. В 1920-х гг. вокруг мемориала был разбит сквер. В 1957 году проходит реконструкция мемориала под руководством архитектора С.Г. Майофиса, в результате которой Марсово поле стало первым местом в стране, где был зажжен Вечный огонь.
- Летний сад
В 1704 году Петр I приказал разбить для себя большой сад, подобный прославленным западноевропейским паркам того времени, и сам наметил его первоначальный план. Над осуществлением проекта работали русские и иностранные архитекторы и садовники: И. Матвеев, Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон, А. Шлютер, М. Земцов, Ф.-Б. Растрелли, садовники Я. Роозен, И. Сурьмин, К. Шредер, И. Яковлев, П. Лукьянов и другие. Уже через несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств.
Петр I желал, чтобы сад его летней резиденции ни в чем не уступал знаменитым садам европейских монархов. Для его украшения им были заказаны в Италии мраморные статуи и бюсты, в основном выполненные венецианскими мастерами в конце XVII – начале XVIII века.
В связи с устройством набережной Невы в 1784 году вдоль северной стороны сада была создана Невская ограда Летнего сада по проекту архитектора Ю. Фельтена. Ограда Летнего сада – одно из лучших произведений классицизма, архитектурный шедевр с мировой известностью. Впечатляющая монументальность удивительно соединяется в ней с легкостью, простотой и изяществом.
12. ОСТАНОВКА «СУВОРОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ»
Площадь была сформирована в 1818 году по проекту К. И. Росси. Архитектор перенес памятник великому полководцу Александру Суворову с Марсового поля на появившуюся площадь. Памятник Суворову, был создан из бронзы скульптором Козловским в 1799-1801 гг. Название «Суворовская площадь» закрепилось с 1836 г.
- Мраморный Дворец
Дворец построен по проекту архитектора Антонио Ринальди, мраморный рельеф с портретом которого установлен на стене парадной лестницы при входе во дворец. Портрет появился по желанию первого владельца дворца, графа Г. Орлова, выразившего таким образом свое восхищение талантом архитектора. В середине XIX века дворец перестраивают по проекту архитектора Александра Брюллова.
Каменное трехэтажное здание выделяется в панораме Дворцовой набережной массивностью и великолепием. Строгую красоту его архитектурного рисунка подчеркивают разнообразная фактура и красочность природного камня, использованного в отделке фасадов и интерьеров. Пилястры и колонны равномерно чередуются с окнами, а вся композиция, благодаря подбору разных по окраске пород камня, исполнена спокойной грации.
При строительстве дворца использованы разные сорта мрамора, преимущественно отечественных месторождений, открытых в 1760-е годы по берегам Ладожского и Онежского озер. Из розового тивдийского мрамора выполнены отделка часовой башни, аттика и пилястр, объединяющих два верхних этажа здания. Наличники окон созданы из серого рускеальского мрамора, а декоративные гирлянды между окнами второго и третьего этажей изготовлены из белого уральского. Цокольная часть здания, выполненная из выборгского розового гранита рапакиви, благодаря специальной обработке поверхности, имеет красивую шероховатую фактуру.
Перед восточным фасадом находится памятник Александру III работы П. П. Трубецкого, в 1909—1937 гг. стоявший на пл. Восстания. На восток от здания памятник – А.В. Суворову на Суворовской площади работы скульптора М. И. Козловского.
Новый этап в жизни Мраморного дворца начался в 1992 году, когда он был передан Государственному Русскому музею. С этого времени ведется планомерное изучение и научная реставрация уникального памятника.
- Троицкий мост
«50 фактов о Троицком мосте» - специальный проект «Мостотреста» к 115-летию переправы. История Троицкого моста неразрывно связана с общественным транспортом:
Факт №8 - Конка — предшественница трамвая
Факт №25 - Трамвай на Троицком мосту
Мост был возведен после сооружения Благовещенского и Литейного мостов. Он соединяет Марсово поле и Суворовскую площадь с Петроградской стороной – Каменноостровским проспектом и Троицкой площадью.
История переправ в этом районе Невы восходит к 1803 году, когда к Летнему Саду был переведен старый плашкоутный мост, получивший название Петербургского. В 1824 году после окончательного оформления облика Суворовской площади началось строительство нового моста. Масштабные работы велись под руководством инженера- майора Лебедева. При оформлении каменной набережной была использована гранитная облицовка каналов, окружавших находящийся поблизости Михайловский замок. На противоположном берегу Невы была насыпана длинная дамба, сформировавшая подъезд к мосту. Первоначально предполагалось назвать мост Суворовским, так как он начинался от одноименной площади, украшенной монументом великому полководцу, но позднее он получил название Троицкого – по Троицой церкви, ныне утраченной, возвышавшейся на Петроградской стороне в центре современной Троицкой площади.
Этот мост верой и правдой прослужил 70 лет, после чего было принято решение о возведении постоянной переправы. Конкурс проектов выиграла компания Г.Эйфеля, удостоившаяся премии в 6000 рублей, однако строительство было поручено французской компании «Батиньоль», проект которой не был рассмотрен в рамках первого конкурса, однако был признан лучшим по эстетическим и экономическим соображениям во время повторного конкурса, инициированного городской Думой.
Новая переправа была торжественно открыта 16 мая 1903 года в рамках празднования двухсотлетия Петербурга. На открытии присутствовал Николай II. Мост был возведен в стиле модерн – обелиске на въезде и изящные светильники гармонично сочетались с ажурными контурами оград и опор. Новый мост был оснащен поворотным разводным механизмом, то есть один из его пролетов вращался вокруг центра тяжести в горизонтальной плоскости, открывая 2 фарватера проходящим под ним судам. Лишь в ходе реконструкции 1965-1967 годов поворотный механизм был заменен на более привычный для Петербурга пролетный.
В Советское время Троицкий мост подвергся существенным изменениям. С 1918 по 1934 год он именовался мостом Равенства, а с 1934 по 1991 – мостом Кирова. Имперские орлы, венчавшие обелиски, расположенные на подъезде к мосту со стороны Суворовской площади, были заменены на звезды и советские гербы. В 2005 году исторический облик моста был воссоздан.
Длина моста 582 метра, его ширина - 24 метра.
13. ОСТАНОВКА «ТРОИЦКАЯ ПЛОЩАДЬ»
Троицкая площадь появилась перед Петропавловской крепостью в то время, когда строительство города на Неве только начиналось. Участки земли вокруг Троицкой площади спешили занять приближенные Петра Великого. Стали появляться первые роскошные дома. На самой площади и рядом с ней были построены первый гостиный двор, первая городская аптека и первая типография, был устроен первый городской рынок. Рядом с Троицкой площадью находился первый торговый порт Петербурга и таможня.
На площади возвышалась Свято-Троицкая церковь, давшая название площади, а впоследствии и мосту, переброшенному через Неву. Первый деревянный храм Санкт-Петербурга в честь Святой Троицы (дня основания города), спроектированный Доменико Трезини, был заложен в 1703 году по личному указу Петра Великого. Строительные работы растянулись почти на десять лет, и торжественное освящение церкви состоялось в июле 1711 года. Вскоре Свято-Троицкому храму был присвоен статус главного кафедрального собора новой российской столицы. Именно в этом храме Пётр I принял титул российского императора. В 1750 году деревянный храм значительно пострадал от распространенной в то время напасти - пожара, и в 1756 году на его месте был возведен новый каменный храм. Впоследствии церковь неоднократно перестраивалась.
В первые десятилетия 18 века Троицкая площадь являлась административным, торговым и культурным центром Петербурга. Здесь располагались главные правительственные учреждения - Сенат, Синод и коллегии. Позже Петр I решил перенести центр новой столицы с хаотично застроенного Городского (сегодня - Петроградского) острова на еще необжитый Васильевский остров, который можно легко было превратить в столь дорогой Петру Амстердам.
- Троицкая часовня на Троицкой площади
Первый деревянный храм Санкт-Петербурга в честь Святой Троицы (дня основания города), спроектированный Доменико Трезини, был заложен в 1703 году по личному указу Петра Великого. Строительные работы растянулись почти на десять лет, и торжественное освящение церкви состоялось в июле 1711 года. Вскоре Свято-Троицкому храму был присвоен статус главного кафедрального собора новой российской столицы. Именно в этом храме Пётр I принял титул российского императора. В 1750 году деревянный храм значительно пострадал от распространенной в то время напасти - пожара, и в 1756 году на его месте был возведен новый каменный храм. Впоследствии церковь неоднократно перестраивалась.
- Петропавловская крепость
Петропавловская крепость, основанная Петром I в 1703 году, - памятник фортификационного искусства XVIII-XX веков. Доминанта архитектурного ансамбля - Петропавловский собор, в котором находятся мемориальные гробницы всех российских императоров.
Петропавловская крепость заложена 27 мая 1703 года. По преданию, Петр I сам выбрал место для новой крепости – небольшой Заячий остров (по-фински – Енисаари), расположенный в устье реки Невы. Цитадель в форме шестиконечной звезды сооружалась по проекту, составленному французским инженером Ж.Г. Ламбером при участии царя. Шесть куртин соединяют шесть мощных бастионов, названных именами сподвижников Петра I.
Оборонительную систему с запада и востока замыкают Иоанновский и Алексеевский равелины. Два моста — Иоанновский и Кронверкский - соединяют Заячий остров с Петроградским. 1 октября 1703 года крепость освятили. На Государевом бастионе был поднят Андреевский флаг, на крепостных валах установлены триста орудий. 29 июня 1703 года в центре Петропавловской крепости заложили небольшую деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла, на месте которой в 1712–1732 годах возвели каменный собор. С 1731 по 1858 год Петропавловский собор имел статус кафедрального храма столицы, затем был причислен к придворному ведомству. Собор служил усыпальницей царствующего Дома Романовых. Здесь похоронены русские императоры и императрицы от Петра I до Николая II, за исключением Петра II и Иоанна VI. С собором крытой галереей соединена Великокняжеская усыпальница.
В течение XVIII–XIX веков на территории крепости были построены здания и сооружения разного назначения: Ботный дом, Артиллерийский цейхгауз, Монетный двор, Комендантский и Инженерный дом, a также гауптвахта и другие. Уже в XVIII веке крепость стала местом заключения государственных преступников, в XIX — главной политической тюрьмой России. При императоре Александре I в начале XIX века крепость впервые была открыта для посетителей. В 1900-е годы в Петропавловском соборе проводились экскурсии по императорскому некрополю. В 1924 году тюрьма Трубецкого бастиона превратилась в музей. В 1954 году комплекс зданий Петропавловской крепости был передан Государственному музею истории Ленинграда (Санкт-Петербурга).
На территории крепости в Комендантском доме расположен музей повседневной жизни города в XVIII-XIX, а также тюрьма Трубецкого бастиона, где содержались политические заключенные. Среди узников - народовольцы, министры царского правительства, Л.Д. Троцкий, Ф.М. Достоевский и Н.Г. Чернышевский. В ботном доме находится первый корабль, давший начало русскому флоту. Территория крепости и пляж открыты для свободного посещения.
В крепости существовала система подземных ходов. Часть из них открыта для посещения: ищите вход в потерну в Государеве бастионе.
- Соборная мечеть
Крупнейшая мечеть в европейской части России. Здание возводилось в 1909—1920 годы по проекту архитектора Н. В. Васильева при участии инженера С. С. Кричинского и архитектора А. И. фон Гогена. Ее возведение в 1913 году было приурочено к трехсотлетнему юбилею дома Романовых. Однако работы по внутренней отделке храма велись еще семь лет. Петербургская мечеть - одна из крупнейших в Европе, она может вместить до 5000 человек.
В народе первую мечеть Петербурга очень долго называли Татарской, а район близ нее - Татарстаном. Скорее всего, это можно объяснить тем фактом, что в свое время татарская диаспора принимала активное участие в строительстве храма.
- Музей политической истории России
В 1955-1957 гг. особняк Кшесинской и особняк Бранта были соединены в единый комплекс, где теперь находятся все экспозиции Государственного Музея политической истории России.
Государственный Музей политической истории России, основанный в 1919 году, – музей федерального значения.
Коллекция музея насчитывает свыше 474600 единиц хранения. В них отражается и история преобразований государственного устройства и политической системы страны, и судьбы наиболее выдающихся исторических личностей, и процессы развития революционных, демократических и общественно-политических движений и партий России.
К наиболее значительным памятникам относятся документы о законодательной деятельности Екатерины II, экспонаты об эпохе Великих реформ Александра II, о реформаторской деятельности С.Ю. Витте, П.А. Столыпина, о трех российских революциях. Большой массив уникальных материалов раскрывает деятельность высших государственных органов Российской империи, СССР, Российской Федерации, центральных государственных, законодательных и исполнительных органов власти: Государственных Дум всех 7 созывов, Государственных и Верховных Советов, органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
В коллекции музея – материалы политических партий, представляющих практически весь спектр политических сил современной России не только федерального, но и регионального уровней. За последние годы эта уникальная, едва ли не единственная в стране по широте охвата, коллекция пополнилась материалами, раскрывающими деятельность государственных, партийных и общественных лидеров, членов обеих палат Российского парламента, законодательных собраний Санкт-Петербурга и Ленинградской области и целого ряда других субъектов Российской Федерации.
Миссия музея – формирование политической культуры гражданского общества.
14. ОСТАНОВКА «УЛИЦА ЧАПАЕВА»
- Сампсониевский мост
В 1806 году на месте современной переправы находился наплавной Гренадерский мост, переведённый в эту часть Большой Невки из другого места. В 1847 году был построен новый деревянный ригельно-подкосный тринадцатипролётный мост, опирающийся на конструкции из свай. Он стал одним из первых мостов Петербурга, сооруженных по новой схеме, и заменивших, таким образом, старые плашкоутные переправы. Длина моста составляла 242 метра, а его ширина равнялась — 12,7 метрам. Механизм разводки приводился в движение вручную.
Впоследствии при капитальном ремонте разводной пролет перенесли на середину моста, а общее число опор - пролетов было увеличено до семнадцати. Длина моста сократилась до 235 метров. Деревянные перила моста были украшены чугунными фонарями.
В 1908 году было принято решение о строительстве нового постоянного моста, по которому моли бы ходить трамваю. К сожалению, проект инженера Кривошеина так и не был реализован – был создан лишь деревянный объездной двойник Сампсониевского моста ниже по течению реки, в то время как старый был разобран для подготовки строительных работ.
При советской власти деревянный мост был укреплен , были усилены опоры и пролеты. Также механизм разведения переправы был электрифицирован. Однако в 1955 году мост, переименованный в мост свободы, был закрыт в связи с ветхостью.
Возведение нового моста, который предстает в створе Большой Невки сегодня, велось с 1955 по 1958 годы сотрудниками Ленгипроинжпроекта. Длина семипролетного моста равняется 212 метрам, а ширина составляет 27 метров. С нового моста открывается живописный вид на крейсер "Аврору" и Нахимовское морское училище.
В 2013 году была проведена реконструкция переправы.
- Крейсер "Аврора"
Крейсер "Аврора" - легендарный крейсер 1-ого ранга. 23 мая 1897 г. был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи "Новое-Адмиралтейство", а в 1903 г. вступил в строй боевых кораблей флота России. Своё боевое крещение принял 14-15 мая 1905 г. в Цусимском сражении в период Русско-японской войны. После возвращения в Балтийское море "Аврора" стала учебным кораблём. Крейсер активно проявил себя в боевых действиях во время Первой мировой войны и в революционных событиях 1917 года. Тогда, 25 октября 1917 года, холостой выстрел корабля послужил сигналом к захвату Зимнего дворца. Весь период ленинградской блокады 1941-1944 гг. экипаж "Авроры" встал на защиту города, подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам. Корпус корабля получил много пробоин и сел на грунт. После ремонта в 1948 г. крейсер был пришвартован у Петроградской набережной и до 1956г. использовался как учебная база Ленинградского нахимовского училища. В 1956 г. был открыт Корабельный музей, как филиал Центрального Военно-морского музея.
Крейсер "Аврора" часто упоминается в различных художественных произведениях — песнях, стихах и кино. Так в 1945 г. начали снимать фильм о легендарном крейсере «Варяг». Роль «Варяга» досталась «Авроре». Для съёмок на крейсере даже установили четвертую, фальшивую трубу.
В сентябре 2014 года отправлен в Кронштадт для ремонтных работ, после которых 16 июля 2016 года возвращен обратно на вечную стоянку у Петроградской набережной.
15. ОСТАНОВКА ГОСТИНИЦА «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
Двенадцатиэтажное здание на Пироговской набережной, 5 было построено в 1967-1970 годах по индивидуальному проекту, разработанному архитекторами С.Б. Сперанским, В.Е. Струзманом и Н.В. Каменским. Возводили гостиницу строители из Югославии по передовым технологиям. Отель отличали современное оборудование и мебель. Архитектурное решение так же стало знаковым: здание продолжило береговую линию застройки и стало архитектурной доминантой района.
К услугам гостей 665 номеров различных категорий, большинство из которых были реновированы. Все номера удобны как для отдыха, так и для работы. В каждом номере отеля есть ванная комната, телефон, телевизор. Возможно размещение с животными за отдельную плату. Курение на территории отеля, а также во всех номерах запрещено. В отеле во всех номерах и общественных зонах работает бесплатный Wi-Fi Интернет.
В отеле расположен панорамный ресторан «Беринг», который работает круглосуточно, рядом расположен лобби-бар.
16. ОСТАНОВКА «БОЛЬШОЙ САМПСОНИЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ»
- Военно-медицинская Академия им. Кирова
Военно-медицинская Академия была создана по указу Императора Павла I в декабре 1798 года. Историческое здание было построено в XVIII веке по проекту архитектора Антонио делла Порта, в стиле высокого классицизма. Здание украшено живописными панно по проекту Джузеппе Бернаскони.
Первоначально носила название «Медико-хирургическая Академия», но в дальнейшем неоднократно переименовывалась . В 1808 году – в «Императорскую Медико-хирургическую академию», а в 1881 году – в «Императорскую Военную-медицинскую академию». В 1918 году академия стала носить название «Военно-медицинская академия», а в 1935 году переименована в «Военно-медицинскую академию имени С.М. Кирова». В стенах академии трудились самые известные ученые, с именами которых связана целая эпоха в истории развитии медицины. С 1841 по 1856 в академии работал великий русский хирург Н.И. Пирогов, впервые в мире им был применен эфирный наркоз на поле боя, гипсовая повязка. И.М. Сеченов дал научное обоснование рефлексов головного мозга. С.П. Боткиным была создана крупнейшая терапевтическая школа, введены в практику лабораторные методы исследования. И.П. Павлов совершил переворот в физиологии, его учение об условных рефлексах является великим вкладом в науку. В.М. Бехтерев стал основателем психотерапии. В настоящее время, в стенах академии трудятся высококвалифицированные и опытные профессора и преподаватели. В 1998 года по указу Президента Российской Федерации академия включена в свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
17. ОСТАНОВКА «УЛИЦА АКАДЕМИКА ЛЕБЕДЕВА»
Свое современное название улица получила в честь академика С.В. Лебедева в 1956 году. Сергей Алексеевич Лебедев был разработчиком первых вычислительных машин в Советском Союзе и основатель советской компьютерной индустрии
18. ОСТАНОВКА «УЛИЦА КОМСОМОЛА»
Свое современное название улица получила в 1927 году, в память о располагавшемся на ней Выборгском комитете РКСМ (Российский коммунистический союз молодёжи).
19. ОСТАНОВКА «ПЛОЩАДЬ ЛЕНИНА»
В XVIII веке площадь носила название “Волчье поле”. Поле служило местом для выгона скота, затем использовалась как городская свалка. Позже здесь разместился военный лагерь и полигон. С 1910 года площадь носила название Финляндского вокзала, а в апреле 1924 года была переименована в Площадь товарища Ленина. Свое нынешнее название получила в конце 1920-х годов. В ноябре 1926 года на площади был установлен памятник Ленину, по проекту скульптора С.А. Евсеева , архитекторов В.А. Щуко , В.К. Гельфрих.
- Финляндский вокзал
Здание Финляндского вокзала было построено в 1870 году по проекту П.С. Купинского. Сегодня пассажирский терминал станции Санкт-Петербург-Пассажирский-Финляндский, один из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга.
Кассовый зал перекрыт железобетонной оболочкой — одной из первых в городе конструкций такого типа. На перроне Финляндского вокзала в стеклянном павильоне установлен паровоз H2-293, доставивший Ленина в Россию в октябре 1917 года (дар правительства Финляндии Советскому Союзу). Рядом находится первый из 56 мемориальных километровых столбов, поставленных в 1973 году вдоль железнодорожной ветки легендарной «Дороги жизни», которая здесь начиналась.
С Финляндского вокзала отправляются пригородные поезда в северо-западном и северо-восточном направлениях, а также скоростные поезда дальнего следования «Аллегро» сообщением Санкт-Петербург—Хельсинки. В левом крыле вокзала — наземный вестибюль станции метро «Площадь Ленина». Каждый час услугами Финляндского вокзала пользуются около 1,5 тыс. человек.
Вокзал относится к Октябрьской железной дороге.