13 апреля празднует день рождения российский троллейбус. 123 года назад, в 1902 году, первый электрический колесный транспорт – прототип троллейбуса – был презентован в Петербурге. Спустя 34 года троллейбусы с деревянным кузовом ЯТБ-1 открыли регулярное движение в центре Ленинграда. С тех пор продолжается техническое совершенствование троллейбуса, который остается излюбленным транспортом горожан – комфортным, плавным, бесшумным, без запаха топлива в салоне, а в последнее время еще и на автономном ходу. Ему посвящали стихи, о нем снимали музыкальные клипы, в нем даже играли свадьбы! И все это – истории жизни пассажиров троллейбуса, нас с вами.
В 1880 году в Петербурге Федором Пироцким был запущен первый электрический трамвай в мире. В 1902 году пришло время троллейбуса – и снова Петербург оказался пионером: именно у нас впервые был представлен новый тип электрического транспорта – «безрельсового трамвая» или троллейбуса.
Пуск троллейбуса состоялся в здании Экипажной фабрики Петра Фрезе во дворе дома №10 в Эртелевом переулке (нынешняя ул. Чехова). Правда, первая историческую модель имела мало общего с известным нам сегодня троллейбусом. Она напоминала скорее телегу, оснащенную мотором и толстым проводом, который соединял коробку управления и контактную сеть. У презентуемого образца не было корпуса, стекол и лавок, однако, в отличие от тех же экипажей, он мог передвигаться по общим дорогам не за счет конской тяги, а за счет электричества.
Первые троллейбусы, вышедшие на линию значительно позднее и уже в Ленинграде, вызвали у населения настоящий ажиотаж. ЯТБ-1 Ярославского автомобильного завода были революционным явлением в мире электротранспорта и стали считаться транспортом бизнес-класса. Мягкие сидения, шторки в салоне, яркая схема окраски и цена в 20 копеек, которая была на 5 копеек выше, чем в трамвае. В троллейбус помещалось не более 50 человек единовременно, а желающих было в разы больше.
Когда троллейбус уже освоился на улицах Ленинграда, особой роскошью стали свидания в нем. Прокатить на «безрельсовом трамвае» девушку считалось верхом ухаживаний, а потом эта мода переросла и в троллейбусные свадьбы, традиция которых сохранилась и в наши дни. Только в 2024 году в Горэлектротрансе гуляли на двух торжествах!
Первый троллейбусный маршрут Ленинграда пролегал от Красной пл. (сейчас – пл. Александра Невского) до пл. Труда. На момент запуска движения отдельного троллейбусного парка в городе еще не было, поэтому их эксплуатировал Трамвайный парк им. Смирнова в Центральном районе. Первый троллейбусный парк в Ленинграде появился только в 1940 году на Сызранской улице. В конце 1936 года город располагал уже 19 троллейбусами, а в апреле 1937 года из-за троллейбусной популярности было запущено даже ночное движение. Любопытно, что в Москве некоторое время существовали даже двухэтажные троллейбусы.
Историю ленинградского-петербургского троллейбуса можно проследить в Экспозиционно-выставочном комплексе ГЭТ, здесь представлены раритетные модели ЯТБ-1, ЯТБ-2, МТБ-82Д, ЗиУ-5, ЗиУ-9, троллейкар КТГ-1.
А современное развитие этого транспорта идёт прямо у нас на глазах. Сегодня Петербург – обладатель самой широкой маршрутной сети троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Из 47 троллейбусных маршрутов 16 - организованы с применением автономного хода: 15 постоянных и 1 временный на период ремонтных работ с целью сохранения троллейбусного сообщения. Всего парк Горэлектротранса включает более 800 единиц троллейбусов.