В День космонавтики рассказываем, как мода на аэрокосмические формы сказалась на трамваестроении конца 50-х - начала 60-х годов. В этот период в Ленинграде появилась совершенно новая модель трамвая ЛМ-57, облик которой разительно отличался от традиционного. Новинку сразу окрестили «Стилягой».
Дело в том, что в преддверии покорения космоса аэродинамический дизайн добрался и до городского транспорта. Наглядные примеры – трамвай ЛМ-57, фестивальный львовский автобус ЛАЗ-695, ГАЗ-21 «Волга», выпущенные в одно время.
Облик трамвайного «Стиляги» разработал организатор кафедры дизайна и промграфики Академии Штиглица, основатель школы ленинградского дизайна Иосиф Вакс. Покатые формы кузова, круглые фары, хромированные молдинги – всё это моментально выделило «Стилягу» среди классических ленинградских трамваев и было действительно стильным, соответствующим эпохе глобальных космических достижений.
Цветовая схема «Стиляг» неизменно была яркой: канареечно-желтый с зеленым, красным или синим.
«Стиляга» вдобавок был ещё и комфортным: мягкие сиденья и диван на задней площадке, отопление в кабине и салоне, тихий ход. Ленинградцы пропускали на остановках другие вагоны, чтобы сесть именно в ЛМ-57, особенно повезет, если занять диванчик в конце салона.
В наши дни мотивы облика «Стиляги» продолжаются в новых литературных трамваях для центра Петербурга «Достоевский» и «Довлатов».