Студентка факультета журналистики СПбГУ Василина Нестерова,
проходящая практику в пресс-службе Горэлектротранса,
прогулялась по трамвайному Петербургу
и записала новости Дегтярного переулка в «Студенческий блокнот»
Присвоение имени петербургского инженера скверу на пересечении Дегтярного переулка, Новогородской и Кирочной улиц станет своего рода памятником российскому трамваю. Именно благодаря успешным экспериментам Федора Пироцкого в районе Песков впервые по рельсам осуществилось движение коночного вагона на электрической тяге. Так был изобретен электрический трамвай. Для конца XIX века это стало революционным прорывом, а сейчас жители мегаполиса уже не представляют своих будней без этого экологически чистого транспорта.
26 июня на заседании Топонимической комиссии принято решение о присвоении безымянному скверу, расположенному в историческом центре, имени петербургского инженера, изобретателя электрического трамвая Федора Пироцкого. Об этом сообщается на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга.
Петербург по праву считается Родиной трамвая. Ведь именно здесь 3 сентября 1880 года после многочисленных исследований состоялся запуск первого в мире трамвайного вагона (с борторвым номером 114), переделанного из вагона конки с империалом. На территории Рождественского вагонного парка была возведена электростанция и переделан участок пути длиной 85 м. Трамвай двигался со скоростью конной рыси (8-12 км/ч), умел делать крутой поворот, останавливаться и двигаться назад.
Дегтярный переулок благодаря своей роли в транспортной истории – ещё и место притяжения кинематографистов. Например, кинокартина Владимира Бортко «Собачье сердце» 1988 года начинается с появления в этом месте трамвая Brush №1028.
«Сейчас в музее можно увидеть реплику трамвайного вагона Brush, она изготовлена из более поздней модели вагона МС. События в фильме разворачиваются в середине 20х годов, поэтому Brush передает атмосферу и дух того времени, как и сам Дегтярный переулок», - рассказывает заместитель директора Музея городского электрического транспорта Павел Ялышев.
На сегодняшний день рельсы в Дегтярном переулке не сохранились, их убрали при обновлении дорожного покрытия. Теперь о великом изобретении петербургского инженера жителям города будет напоминать сквер, названный в честь Федора Пироцкого. Зеленая зона расположена всего в нескольких шагах от места, где впервые был запущен трамвай на электрической тяге. В этом же районе можно встретить ещё одну отсылку к исторической роли Песков: недавно Федор Пироцкий также стал героем стрит-арта, его портрет появился на одном из уличных шкафов в Дегтярном переулке.
Напомним, в Санкт-Петербурге есть ещё один необычный памятник трамвайному движению: на Адмиралтейском проспекте сохранен участок рельсового пути протяженностью 30 метров и в 2007 году установлена информационная чугунная плита. Здесь в начале прошлого века проходила первая линия петербургского трамвая. Первый трамвайный маршрут пролегал по Конногвардейскому бульвару от Александровского сада, далее переходила по Николаевскому мосту на Васильевский остров и дальше по 8-й линии до Большого проспекта.
Музей городского электротранспорта представил макет первой трамвайной линии Петербурга