Студентка факультета журналистики СПбГУ Василина Нестерова,
проходящая практику в пресс-службе Горэлектротранса,
побеседовала с кондуктором Ириной Сандаловой из Трамвайного парка №8
и записала её секреты общения в «Студенческий блокнот».
Не бывает месяца, чтобы пассажиры не прислали благодарность в адрес Ирины Сандаловой. Навыки работы в школе и вежливость помогают кондуктору с шестилетним стажем быть «своим человеком» среди сотрудников и местных жителей. В Трамвайном парке №8 Ирину Николаевну вообще ассоциируют с фразой «Добрый день». В интервью она рассказала о своей любимой работе, благодарных пассажирах и раскрыла секрет волшебных пяти слов, чья сила способна вмиг изменить атмосферу в трамвае.
Мы встретились в трамвайном парке прямо перед началом смены на маршруте №60. Постоянным пассажирам 60-го трамвая Ирина Сандалова хорошо знакома благодаря способности создавать доброжелательный настрой даже в часы пик. Корреспонденты и преподаватели факультета журналистики не раз предлагали ей стать героиней публикаций. Мы решили узнать почему.
- Пока я искала Вас, заметила, что все сотрудники Трамвайного парка №8 очень вежливы и здороваются даже с незнакомыми людьми. Как мне рассказали, к доброму тону общения Вы имеете прямое отношение, Вас даже называют «Добрый день».
- Да, это так. Когда узнала о том, что меня так называют, сначала обижалась, но потом заметила, что люди стали здороваться друг с другом. Поэтому отчасти можно сказать, что я всех к этому приучила.
- Чем Вы занимались до того, как стали кондуктором?
- До этого 20 лет проработала в школе учителем. Потом мы с мужем переехали в Ташкент и прожили там 17 лет, а когда вернулись в Россию – уже были здесь как иностранцы и ждали, когда нам вернут гражданство. Свои дети уже школу окончили к тому времени, поэтому возвращаться в учителя не хотелось. В нынешнюю профессию попала случайно, но полюбила ее быстро и сейчас своему делу отдаю всю себя.
- Если сравнивать работу учителя и кондуктора, что сложнее?
- Они совершенно разные. Работа учителем – это тяжелый труд, где ты не отдыхаешь ни единого часа. Пока не подготовишься к уроку, даже спать не ложишься. А кондуктор… я шучу, что отдыхаю на этой работе. У кондуктора обычный график работы 4/2, смены чередуются: четыре дня с утра до вечера, и четыре дня с вечера до ночи. В среднем рабочий день составляет 8-9 часов.
- Многие пассажиры, еще не видя вас в лицо в транспорте, уже узнают по голосу и говорят: «О, это наш кондуктор!». Как вам удалось стать такой популярной на шестидесятом маршруте?
- Мне кажется, опыт работы в школе отразился и на моем поставленном голосе и четкой дикции. Более того, это помогает мне с легкостью находить общий язык с молодежью, ведь мои частые пассажиры – это студенты, с которыми у меня сложились хорошие отношения.
- С чего начинается рабочий день кондуктора?
- День мой начинается легко и просто. Все кондуктора приезжают в парк, отмечаются у диспетчера, получают билетную продукцию и выезжают по своим маршрутам. Если выезд из парка, то выдвигаемся оттуда, а если с конечной остановки, то каждый добирается самостоятельно до конечной станции. На нашем маршруте - это Северная вервь, ЛЭМЗ.
- Какой бы ни была совершенной система контроля оплаты проезда, на маршрутах все равно попадаются безбилетники. Сталкивались ли вы с «зайцами» и как с ними боретесь?
- За шесть лет работы, конечно, бывали случаи, когда я обнаруживала «зайцев». Вообще мы не имеем право высаживать школьников. В основном «зайцы» - это дети. В таких ситуациях мы проводим беседу, объясняем, что так делать нельзя. А если же «зайцы» - это какие-нибудь наглые молодые люди, я все-таки прошу их покинуть салон. В основном с этим мне помогают и сами пассажиры. А так, до конфликтов ничего не разрасталось, мы стараемся подобного избегать.
- Многие пассажиры отмечают Вас, как самого доброго и вежливого кондуктора. В Трамвайный парк, где вы работаете, регулярно приходят благодарности. Как вам удается стать «своей» среди пассажиров?
- Когда пассажиры заходят в вагон, я произношу пять волшебных слов: «Доброе утро! Рада вас видеть». И все, атмосфера становится совершенно другая. Первое время на меня смотрели косо и не могли понять, как можно так работать. Многие даже жаловались, мол, появился такой кондуктор неадекватный. А через время про меня заговорили Северная верфь и Кировский завод.
- Есть ли какой-то забавный случай за время работы на шестидесятом маршруте?
- У меня был период, когда я начала работать на шестом маршруте, вместо шестидесятого. И вот многие пассажиры не ожидали увидеть меня на «шестерке». На станции Приморская садится народ, я со всеми здороваюсь, а какой-то мужчина ко мне подошел и спросил: «А вас что, с шестидесятки выгнали?»
- О чем вы мечтаете?
- Я мечтаю об отмене платы за проезд. Мне кажется, общественный транспорт должен быть бесплатным для всех граждан.
Вот беседа подошла к концу, Ирина Николаевна уже одета в рабочую форму – фирменный жилет Горэлектротранса и готова к работе. Её смена в этот день начинается в 16:10.
Напомним, что СПб ГУП Горэлектортранс ежегодно привлекает студентов для прохождения практики. В 2018 году на маршрутах Трамвайного парка №3 трудились молодые кондукторы-близнецы Василий и Александр.