Транспорт, без которого сегодня невозможно представить себе улицы современных городов, в России зародился именно в Петербурге - в 1902 году. И пусть на линии города на Неве троллейбусы вышли спустя 34 года после начала первых испытаний, сегодня Северная столица задаёт тренд всей стране, находясь в авангарде развития троллейбусного движения.
История российского троллейбуса началась 13 апреля (31 марта по старому стилю) 1902 года, когда на петербургском заводе «Фрезе и К°» состоялись первые испытания нового вида транспорта. Инициаторами создания новинки стали конструктор, изобретатель и предприниматель Пётр Александрович Фрезе и инженер В. И. Шуберский.
Между испытаниями первого отечественного троллейбуса и началом троллейбусного движения в России прошло три десятка лет. Первая регулярная троллейбусная линия открылась в 1933 году в Москве. Троллейбусное движение в Ленинграде появилось спустя три года после этого - 21 октября 1936-го. Однако в наши дни теперь уже Северная столица диктует моду на развитие троллейбусного движения в России.
Классические троллейбусы соседствуют на петербургских магистралях с новым видом транспорта - троллейбусами с увеличенным автономным ходом (электробусами с динамической зарядкой). Петербург стал первым городом в России, который системно подошёл к запуску этой инновационной техники, разработав маршрутную сеть в районы, не оборудованные контактным проводом. Сегодня электробусы работают уже на шести маршрутах во всех частях города, сохраняя главные преимущества классического троллейбуса: чистоту и безвредность для городского пространства, скорость и плавный ход.
Сегодня в Петербурге действуют 46 троллейбусных маршрутов, троллейбусный парк насчитывает почти 700 машин. Остаётся востребованной и профессия водителя троллейбуса – в Учебно-курсовом комбинате петербургского Горэлектротранса полностью укомплектованы учебные группы. В связи с ростом популярности профессии в планах УКК - подготовить в 2019 году 180 водителей троллейбуса.