110 лет Трамвайному парку №1

18 февраля 2019

Трамвайный парк № 1 расположен на Московском проспекте, 83. Это один из старейших парков Санкт-Петербурга, причём свою летопись он ведёт задолго до того, как из его ворот вышел первый электрический трамвай. Предприятие начало строиться в 1875 году как Коночный парк у Московской заставы, который был введён в строй 1 июля 1877 года. В 1902 году все линии конки перешли в ведение города, а спустя ещё три года началось строительство Московского трамвайного парка. 10 февраля 1909 года парк был введен в эксплуатацию. В его состав вошли 4 трамвайных полусарая с трамвайными путями, два жилых дома (ныне дома №№ 81 и 85 по Московскому проспекту), здание ремонтно-механических мастерских, два складских здания, котельная. Парк был переведён на электрическую тягу.

 

Первый трамвай с Московского проспекта
был выпущен на линию по 11-му маршруту:
от трамвайного парка до Сенной площади.

В 1914 году Московский трамвайный парк начал осуществлять и грузовые перевозки, а с 1918 года – почтовые, для чего было построено 10 почтовых вагонов. С 15 января 1922 года в связи с разрухой вследствие революции и Гражданской войны парк был законсервирован до 20 сентября, когда был возобновлён выпуск из парка пассажирских поездов. 1 ноября 1922 году предприятию было присвоено имя революционера И. Г. Коняшина, бывшего слесаря этого парка. В этом же году был открыт клуб работников парка, в котором работали кружки различного направления, там же находилась редакция многотиражной газеты «Коняшинец». Клуб прекратил своё существование с началом Великой Отечественной войны. В довоенное время большое внимание руководством парка уделялось социальным вопросам. Так, в 1936 году был открыт детский сад на 35 детей (в 1990 году его посещали 100 малышей), спустя год был приобретён участок для дачи детского сада в посёлке Сиверский. 


 

В 1935 году грузовая станция Коняшинского парка была выделена в отдельный грузовой трамвайный парк. В 1965-м году этому парку было присвоено имя Героя Советского Союза Евгения Красуцкого. Также его именем названа улица, прилегающая к Трампарку № 1.

 

 

  Евгений Иванович Красуцкий
родился в 1918 году в Петрограде. Учился в школе № 189. В 1937 году поступил в Грузовой трамвайный парк, где быстро освоил профессию электромонтёра, которую очень любил и гордился ею. Когда по всей стране началось стахановское движение, Евгений Иванович первым завоевал почётное звание стахановца. Евгений Красуцкий всегда был душой  коллектива – руководил хоровым кружком, организовывал загородные поездки, спортивные мероприятия. В свободное время любил играть на гитаре, которую хранил прямо в парке,  пел своим товарищам песни любимого им Утёсова. В 1941 году Евгений Красуцкий ушёл на фронт. В 1944 году, будучи командиром стрелкового батальона 1008 стрелкового полка 266 стрелковой Артемовской краснознамённой дивизии, 26-летний Красуцкий принял участие в освобождении города Никополя. Вместе с группой смельчаков Евгений Иванович переправился через Днепр, неожиданно напал на немцев и отобрал у них средства для переправы. С их помощью на правую сторону Днепра переправился батальон. Первыми ворвавшись в Никополь, они захватили плацдарм для переправы своего полка. За эту операцию Евгений Красуцкий был удостоен звания Героя Советского Союза. Однако узнать о высокой государственной награде Евгению Красуцкому было не суждено. Во время одного из тяжёлых боёв близ села Ново-Воронцовка под ногами комбата разорвалась мина, осколок которой перебил сонную артерию. Спасти Евгения Ивановича не удалось.

 

 

В тяжёлые военные годы Коняшинский парк, как и все трамвайные парки Трамвайно-троллейбусного управления Ленгорисполкома (ТТУЛ) перешёл на военное положение. Основной задачей становится перевозка боеприпасов и раненых, перевозка продовольствия, топлива, доставка бойцов к линии фронта. (За годы Великой Отечественной войны в ряды Красной Армии из парков ушли 687 человек, погибли и пропали без вести 495 человек, их имена занесены в Книгу Памяти).

 

 

  Из воспоминаний Н.Н. Соловьёва, работника Грузопарка в годы войны
«Все мы жили тогда в парке. Здесь был стационар для самых ослабевших. Жили в одиннадцати комнатах, на всех была одна кухня. Ночевали, съедали свой блокадный паек, шли в депо. Света не было. Работали с коптилками. Но порядок в депо и на территории парка поддерживали. Тушили зажигательные бомбы. Вагоны старались поддерживать в «боевой готовности».

 

  Из воспоминаний диспетчера Пассажирско-грузового парка им. Коняшина В. Лобановой
«А когда доводилось возить муку! Это же такая была ответственность. Только бы не попасть под обстрел, только бы успеть довезти муку до завода, ведь хлеб так нужен городу! А потом, после того, как вагон разгрузят – как тщательно подметали мы пол в вагоне, собирали муку, которая просыпалась. Едва ли горсточку удавалось набрать, но и эта смешанная с песком мука была в те дни такой ценностью для нас…»

 

 

С 1-го января по 15 апреля 1942 года  в связи с временным прекращением трамвайного движения трамвайный парк им. Коняшина находился во временной консервации, однако и в этот период не прекращал  своей деятельности. Проводились работы по сохранению подвижного состава, оборудованию, зданий  и сооружений парка в состоянии, обеспечивающем их постоянную готовность к пуску в эксплуатацию. В период временной консервации парк направил значительное число рабочих на работы, связанные с обеспечением города топливом, перевозку продовольственных грузов, на работы по очистке города и т.п. Как и все остальные парки и объекты ТТУЛ, в годы блокады трампарк им. Коняшина не раз подвергался вражеским обстрелам и бомбёжкам, чему сохранились документальные свидетельства.

 

 

Однако благодаря героическим усилиям коняшинцев, хозяйство, подвижной состав и инфраструктура парка поддерживались  в рабочем состоянии, что позволило 7 марта 1942 года возобновить движение грузовых вагонов, а 15 апреля 1942 года – восстановить  пассажирское движение. Ещё живы свидетели тех событий. Так, в Трамвайном парке № 1 работает кондуктором Валентин Кузьминский, чьё детство пришлось на блокадные годы.

 

 

  «Идём с мамой в «железнодорожный» магазин, к которому были прикреплены наши карточки – располагался он напротив нынешней станции метро «Пушкинская», слева к нему теперь пристроен «Макдоналдс». И вдруг на Загородном  проспекте вижу силуэт ни то комода, застрявшего в трамвайных путях, ни то какое-то сказочное животное сгруппировалось, приготовившись к прыжку, да зацепилось за рельсы. Им оказался трамвайный вагон, который «не добежал» до своего парка – отключили электричество.  А за дело взялись метели и морозы и превратили его в сугроб. Однако от обычного сугроба он отличался тем, что когда его освещало солнышко, он начинал светиться изнутри. И это зрелище прямо завораживало».

 

«Мы, дети, помогали взрослым. Укрепляли дома, вывозили мусор, а на крыши и чердаки заносили песок и воду, устанавливали бочки. Подготовка была не напрасная, потому что одна зажигательная бомба, попавшая в наш флигель, угодила  прямо в бочку. Так что и моё ведёрко с водой помогло нашему дому не загореться».

 

«После того, как было принято решение возобновить трамвайное движение, население вышло на субботники. А для того чтобы помочь очистить город и запустить пассажирский трамвай, сначала был пущен грузовой. Увидев, что грузовые трамвайчики забегали по городу, немцы открыли усиленный артиллерийский огонь. В нашем дворе снаряд попал в дворницкую. Женщина, убиравшая снег, зашла в свою квартиру и, открыв дверь в комнату, увидела, что комнаты больше нет.  Но, несмотря все трудности, трамвайное движение удалось возобновить, после чего Ленинград ожил».

 

 

Послевоенные годы ушли на восстановление паркового хозяйства, которое серьёзно пострадало во время блокады. В обоих парках, пассажирском и грузовом, были построены мастерские и служебно-бытовые помещения. В 1955 году открыт санаторий-профилакторий для работников парка.

 

В 1971 году парк им. Коняшина и Грузовой трампарк вновь слились в единый пассажирско-грузовой трамвайный парк. 1 января 2006 года предприятие было переименовано из ОСП «Пассажирско-грузовой трамвайный парк № 1» в ОСП «Трамвайный парк № 1», которым остаётся и по сей день.  

 

ПАМЯТЬ

 

В память о подвиге работников парка в военные годы в канун 9-го мая на маршруты выходит «Трамвай Победы». Школьники и молодёжь Московского и Фрунзенского района  во время поездки рассказывают пассажирам о памятных местах и именах, связанных с обороной Ленинграда, звучат песни фронтовых лет.

 

 

НАШИ ДНИ

 

В настоящее время парк обслуживает 7 маршрутов (№№ 16, 25, 29, 43, 45, 49, 62) в четырёх районах Санкт-Петербурга - Московском, Фрунзенском, Адмиралтейском и Центральном. Надёжную и стабильную работу обеспечивают 786 человек, в том числе 307 водителей. Парк насчитывает 128 единиц подвижного состава, из них 123 единицы – пассажирского. На линии эксплуатируются модели 71-134А (ЛМ-99АВН, 40 ед.), ЛВС-97А (2 ед.), ЛВС-97К (6 ед.), 71-152 (ЛВС-2005, 25 ед.), 71-153 (ЛМ-2008, 33 ед.), ЛВС-86К (17 ед.). В конце 2018 года в парке появился новый учебный трамвай: ЛМ-99АВН. Основные отличия от учебного вагона предыдущего поколения – в оснащении. Обновлённый трамвай получил 6 камер видеонаблюдения против четырёх, а также информационную систему, монитор для демонстрации учебных материалов и откидную аппарель для обучения навыкам обслуживания родителей с детьми и маломобильных пассажиров. На модернизированном трамвае также есть запас автономного хода, чтобы отработать основы управления в нестандартных ситуациях, пульт, имитирующий неисправности транспортного средства.

 

 

Новый учебный вагон был модернизирован в Цехе капитально-восстановительного ремонта Горэлектротранса, который находится на территории Трампарка № 1. Сюда прибывают не только вагоны, пострадавшие в результате ДТП: здесь же проходят КВР и глубокую модернизацию трамваи ЛВС-86, в этом же цехе были модернизированы легендарные ленинградские вагоны ЛМ-68М – «машки». Основная масса «машек», верой и правдой отслужив родному городу 45 лет, ушла с петербургских улиц – пассажирская эксплуатация вагонов была полностью прекращена в 2017 году. Те же «машки», что были модернизированы в цехе начиная с 2012-го года, прибрели облик «ретро», отсылающий к вагону ЛМ-57, знаменитой «Стиляге».

 

По традиции, администрация Московского района вместе с Горэлектротрансом создают новогоднюю атмосферу для местных жителей. Радует новогодний транспорт и гостей Петербурга, которые встретят его по пути из аэропорта.

 

 

Трамвайный парк № 1 ведёт систематическую работу в области безопасности дорожного движения, являясь активным участником проекта «Добрый транспорт». Подвижной состав, на бортах которого размещены правила поведения на дороге, привлекает внимание маленьких пассажиров и пешеходов и формирует осознанную необходимость в соблюдении ПДД. Кроме того, на борту «Доброго трамвая» проходят выездные уроки безопасности для петербургских школьников, во время которых  работники парка совместно с сотрудниками ГИБДД рассказывают детям об основных правилах дорожного движения, о том, как сделать поездку на городском электротранспорте максимально безопасной, проводят весёлые конкурсы и викторины.

 

 

ОЛИМПИЙСКИЙ ТРАМВАЙ

 

Кстати, широко известную и любимую  петербуржцами акцию в поддержку российских спортсменов «Олимпийский трамвай» Комитет по физической культуре и спорту организует тоже совместно с Трамвайным парком № 1. В дни проведения Олимпийских игр на маршруты выходит вагон, оформленный  олимпийской символикой, а на мониторах внутри салона для пассажиров транслируют информацию об Олимпиаде и петербургских спортсменах-олимпийцах. Впервые Олимпийский трамвай петербуржцы приветствовали в 2004 году – во время открытия Игр в Афинах. И с тех пор он сопровождал горожан в дни Олимпиад в Турине (2006 г.), Пекине (2008 г.), Ванкувере (2010 г.), Лондоне (2012 г.), Сочи (2014 г.), Рио-де-Жанейро (2016 г.), Пхенчхане (2018 г.).

 

110 лет – всем по пути!

Предыдущая новость
Следующая новость