15 апреля 1942 года… В этот день в блокадном Ленинграде вновь пошёл трамвай. Это произошло 75 лет назад. В тех трамвайных звонках ленинградцам слышался «далёкий звон колоколов победы». Так в город возвращалась не только весна – возвращалась нормальная жизнь, и приближалась победа.
Возвращение после трёхмесячного перерыва трамвайного движения на улицы осаждённого города ленинградцы встречали как благую весть. Они знали: пока жив трамвай – город жив.
Блокадный - фронтовой - трамвай занимает в обороне Ленинграда особое место. Он стал символом несгибаемой веры в победу и самоотверженного труда транспортников. Ведь даже в условиях блокады не прекратилось трамвайное движение, оно было приостановлено лишь однажды из-за перебоев с электроэнергией – в суровую блокадную зиму 1941-1942 гг. Расстояния стали измеряться не временем, а шагами. Возобновление трамвайного движения стало вопросом жизни и смерти.
С 8 марта 1942 года пошли грузовые трамваи, которые помогли очистить город от мусора, снега и нечистот. А 15 апреля 1942 года пассажирские трамваи вновь вышли на маршруты, которых в блокаду было пять. Все они пересекались в центре города, чтобы из любого конца города в другой можно было доехать лишь с одной пересадкой.
Памятные мероприятия, посвящённые 75-летию восстановления трамвайного движения в блокадном Ленинграде, пройдут сегодня в Музее городского электрического транспорта, а также на Пискарёвском мемориальном кладбище.
Вместе с ветеранами, школьниками, реконструкторами, работниками Горэлектротранса и учениками Учебно-курсового комбината в акции памяти задействованы и сами участники тех событий: трамваи МС и «Американка», работавшие в блокаду. Встреча в музее начнётся с трамвайного звонка, который в те далёкие дни возвестил жителей осаждённого города о возвращении трамвая.