Открытый семинар состоялся 30 ноября в Музее городского электрического транспорта в преддверии юбилея Абрама Хаймовича Зильберталя. 8 декабря (26 ноября по старому стилю) исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося инженера, внёсшего существенный вклад в развитие электротранспорта – как Петербурга, так и всей страны. Также в музее открылась выставка, посвящённая подготовке, пуску и первым годам трамвайного движения в городе на Неве. Лекцию прослушали специалисты ГЭТ, студенты СПбГАСУ, члены Ассоциации транспортных инженеров.
Фоторепортаж: на сайте | в соцсети
«Зильберталь был энциклопедистом – другого слова нет, чтобы описать все его знания и всю его деятельность», - кандидат технических наук, доцент кафедры региональной и муниципальной экономики Уральского государственного университета Семён Ваксман рассказал о жизненном пути известного инженера: «Двадцатые и тридцатые годы XX века для ТТУЛ и для Ленинграда – особое время, когда появился на свет союз практиков и учёных, которые писали книги, руководства и пособия».
Абрам Зильберталь внёс существенный вклад в развитие теории городского пассажирского транспорта. После обучения в Политехническом институте в Цюрихе по специальности «Электротехника», Абрам Хаймович с 1918 года и вплоть до гибели в блокадном Ленинграде в 1942 году работал в Ленинградском трамвайном (а затем трамвайно-троллейбусном) управлении. Несколько работ Зильберталя стали классическими и цитируются в научных изданиях до сих пор. В изданиях «Трамвайное хозяйство» (1932) и «Проблемы городского пассажирского транспорта» (1937) были заложены ключевые тезисы, не теряющие актуальности и в наши дни.
«Зильберталь соответствовал такому понятию как «инженер широкого профиля», - объяснил кандидат технических наук, старший научный сотрудник, советник директора СПб ГУП «Горэлектротранс», начальник службы технической политики Сергей Китаев: «Постепенно это понятие сошло на нет: сейчас специалисты отвечают за узкие вопросы. А раньше профессионалы уровня Зильберталя могли разбираться во всех вопросах – от устройства подстанции до деталей трамвайной тележки. Абрам Хаймович был уникальным человеком, он был всегда занят решением определённых задач».
А.Х. Зильберталь, фото из архива СПб ГУП "Горэлектротранс"
Одновременно с работой в управлении Абрам Хаймович преподавал в Ленинградском политехническом институте. Его многочисленные разработки в области электрического транспорта были внедрены не только в Ленинграде, но и на электротранспортных предприятиях других городов СССР. Вряд ли в Советском Союзе была хотя бы одна диссертация по проблемам транспортных систем городов, в которой не было бы ссылок на научные работы Зильберталя. При этом труды его имели огромную практическую ценность при организации и планировании движения на трамвайных линиях, для научного обоснования хозяйственной деятельности трамвайных предприятий.
«Мы пытались установить количество языков, которыми Абрам Хаймович владел. Это 6-7 языков! Он публиковал заметки из зарубежного опыта, переводил статьи из иностранных изданий», - рассказал Семён Ваксман: «Прогресс не стоит на месте, но системы, в основе которых лежит труд Зильберталя, не устаревают. В 1930-е годы Абрам Хаймович сформулировал ряд задач и при этом он сам себе оппонировал и сам себя критиковал! За ту короткую, но поистине большую жизнь, которую прожил Зильберталь, он оставил нам много задач, которые во многом не решены до сих пор…»
Зильберталь – автор таких изобретений, как электрическое устройство для сигнализации между вагонами трамвайного поезда, устройство для перевода стрелок с движущегося трамвая, опоры для электрических проводов и многих других. Абрам Хаймович свободно владел методами математического анализа, глубоко понимал производственный процесс. Вместе с другими специалистами ТТУЛ он принимал участие в разработке учебного пособия «Руководство для вагоновожатых трамвая». При этом материал в пособии описан так доступно, что его смогли бы воспринимать ученики, владеющие четырьмя простейшими действиями арифметики.
«Всем молодым людям, желающим связать свою жизнь с транспортом, настоятельно рекомендую ознакомиться с книгами Зильберталя, это азы, это основа», - добавил Сергей Китаев.
В 1941 году Абрам Зильберталь планировал защитить докторскую диссертацию, однако этим планам помешала война. Умер Абрам Хаймович в феврале 1942 года в блокадном Ленинграде на 50-м году жизни. Он похоронен на Волковском кладбище, точное место захоронения неизвестно до сих пор.
В семинаре, посвящённом трудам Абрама Зильберталя, также принял участие доктор экономических наук, профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев. По его словам, работы Абрама Хаймовича – фундаментальны по своей сути: «Зильберталь говорил, что у электротранспорта большой запас по возможностям для роста, инфраструктуру нужно и можно использовать с полезной нагрузкой».
Также в Музее городского электрического транспорта открылась выставка, посвящённая подготовке и пуску трамвайного движения в Петербурге, первым годам и последующей эволюции трамвайной системы города на Неве. Факты изложены на больших стендах доступным языком, а фотографии и чертежи, опубликованные в залах музея, по-настоящему уникальны: 80% из них до этого широкой публике не были доступны. Снимки сопровождаются макетами вагонов и диорамами, воссоздающими пригородную трамвайную линию Оранэлу и уникальный ледовый трамвай.
«В главе одной из своих работ Зильберталь отдельно говорил об архивной работе, некоторым образом предвосхитив создание Музея городского электрического транспорта в Петербурге и аналогичных музеев в других городах страны», - резюмировал Семён Ваксман.