23 октября исполнилось 80 лет Владиславу Пошакинскому. Ведущего инженера-конструктора конструкторской группы Службы подвижного состава называют в Горэлектротрансе человеком-эпохой. Придя на предприятие более 60 лет назад, он не только застал многие ключевые процессы развития отрасли, но и принимал в них непосредственное участие. В интервью по случаю юбилея Владислав Ромуальдович рассказал о революционных изменениях в конструкции подвижного состава, произошедших за это время, о своём вкладе в развитие ГЭТ, а также о людях, обогативших его профессиональные знания и жизненный опыт.
В 1956 году Владислав Пошакинский после окончания Электромеханического техникума поступил на Троллейбусный завод, где прошёл путь от контролёра-приёмщика до главного конструктора и заместителя главного инженера. С 1977 года по настоящее время Владислав Пошакинский занимает различные должности в Трамвайно-троллейбусном управлении и Горэлектротрансе: главный инженер, начальник конструкторско-технологического бюро, заместитель директора по специальному подвижному составу и новой технике, заместитель начальника технического отдела, начальник сектора конструкторско-технологических работ, начальник отдела конструкторско-технологических работ, ведущий инженер-конструктор.
- На Ваших глазах прошла целая эпоха в отрасли ГЭТ. Какие события Вы считаете ключевыми?
- Это задачи, которые выполнял коллектив Трамвайно-троллейбусного управления по восстановлению разрушенного во время блокады хозяйства и организации перевозок. Потребность в них была очень велика, поскольку все основные перемещения горожан производились общественным транспортом, личного тогда практически не было. Разруха была ужасная. Территории трамвайных и троллейбусных парков были завалены всяким хламом, оставшимся после войны, обломками разрушенных зданий и сооружений, подвижного состава. Все работали с инициативностью и энтузиазмом, чтобы и подвижной состав, и пути, и контактную сеть привести в рабочее эксплуатационное состояние.
- Какие изменения в конструкции подвижного состава Вы назвали бы самыми революционными за годы Вашей работы?
- Раньше подвижной состав был оборудован так называемым тяговым приводом с непосредственным управлением. То есть, переключение силовых цепей, тяговых двигателей производилось усилием водителя. Это было тяжело для водителей, и некомфортно для пассажиров, потому что движение шло рывками. Плавность обеспечивалась только квалификацией водителей, их умением вести подвижной состав. Переход с такой системы управления на полуавтоматическую, косвенную, когда разгон и торможение подвижного состава начали управляться системой автоматики, был первым большим шагом в обеспечении более комфортной и удобной перевозки пассажиров. При этом увеличилась и скорость сообщения. Первыми такой системой были оборудованы троллейбусы ЗиУ-5 и трамвайные вагоны ЛМ-68. Электрооборудование на них было принципиально другим, и большую часть водителей и работников, которые производили техническое обслуживание и ремонт этого подвижного состава, пришлось переучивать, повышать их квалификацию.
Второе – это переход с постоянноточных коллекторных двигателей на работу с асинхронными двигателями и на работу с бесконтактной системой управления – тиристорной, а потом транзисторной. Наше предприятие первым в Советском Союзе освоило асинхронный привод, и именно в нашем городе появились первые трамвайные вагоны с асинхронным приводом. Это обеспечило ещё более высокие показатели плавности хода. Параллельно происходили более мелкие изменения - появилось люминесцентное освещение вместо ламп накаливания, совершенствовались пневматические системы.
И третье кардинальное изменение в конструкции подвижного состава – это низкий пол.
- Чем приходилось в эти годы заниматься непосредственно Вам?
- Это участие в организации ремонта подвижного состава, в оснащении Петербургского трамвайно-механического завода нестандартным оборудованием, разработке конструкций. Весь подвижной состав специальных вагонов был разработан нашим коллективом и построен на ПТМЗ или на нашем опытно-экспериментальном участке. Это вагоны-вышки, поливомоечные и снегоочистительные вагоны, вагоны для обслуживания и строительства путей.
- Когда Вы проезжаете в трамвае или троллейбусе в качестве пассажира, размышляете о том, что бы в нём усовершенствовать?
- Это моя работа, задача нашего коллектива! Постоянно по мере возможностей удаётся что-то улучшить. Где-то отопление усовершенствовали, обеспечили более удобное место для водителя или кондуктора. Где-то узлы, которые часто разрушаются, заменили более современными и совершенными, которые работают дольше, меньше изнашиваются.
- За 60 лет работы Вам приходилось общаться с разными выдающимися специалистами. Кто из них оставил самые яркие впечатления о себе, обогатил Ваши профессиональные знания и жизненный опыт?
- Я очень счастлив, что мне довелось поработать с высококлассными специалистами, которые в разные годы обеспечивали развитие отрасли. Это главный инженер Службы подвижного состава Давид Константинович Уздин, главный инженер предприятия Виктор Васильевич Алфёров, директор Троллейбусного завода и впоследствии главный инженер ПТМЗ Владимир Борисович Гузик, Михаил Павлович Голубев в бытность его главным инженером нашего предприятия, Александр Константинович Майоров, превративший Аварийно-восстановительную службу из слабо организованной и хаотично работающей в высокооснащённое и высококвалифицированное подразделение
.
Очень большая работа была проведена под руководством директора предприятия Юрия Николаевича Горлина . Он пришёл в тот момент, когда трамвайные пути дошли до такого состояния, что подвижной состав уже не выдерживал движения по ним. Юрий Николаевич организовал технологию производства, оснастил его и довёл до объёма 20 – 30 километров нового строительства путей в год. Новым строительством называли такой ремонт путей, когда пути снимались полностью, до основания, и всё делалось заново.
Это была очень серьёзная, большая работа. А когда руководители работают на перспективу, на развитие и совершенствование производства, тогда и работать интересно. Поэтому я получаю от работы удовольствие, и тем счастлив!
Интервью с Владиславом Пошакинским также можно прочитать в октябрьском номере газеты «Петербургские магистрали».