О любимом транспорте петербуржцев размышляет писатель Михаил Веллер, член Российского ПЕН-Центра, International Big History Association, Российского философского общества, автор знаменитой книги «Легенды Невского проспекта».
«На рубеже 20 века, более ста лет назад, Петербург был столицей, городом был Российской империи самым продвинутым. В Петербурге впервые трамвай и пошёл. Есть даже кинохроники, на которых эти трамваи ходят по Невскому проспекту, причём на Невском они ведь сменили конку. Невский был ведь когда-то мощён торцами, как ещё несколько центральных улиц. Этих глубоких двухфутовых шестигранных лиственничных плах никто уже себе и представить не может. Кое на каких только фотографиях остались. И пешеходные тротуары-то вместе с площадками и перронами трамвайных остановок, они ведь тоже шли посередине Невского проспекта. И вот когда трамвай, как электрический символ прогресса XIX – XX века, только появился, то это было что-то! Ну, понятно, что человеку не очень богатому (для очень богатых вскоре появились автомобили), человеку попроще, покатать девушку на трамвае – это уже было своего рода народное пролетарское развлечение.
Ну а потом, в Гражданскую войну, трамвай использовали для переброски частей, а потом они встали, потому что была разруха. А вот если мы возьмём 20-е – 30-е, вот здесь трамвай был главным городским транспортом. Автобусов было мало, бензин был дорог и дефицитен, ходили трамваи, двери там, в общем, не закрывались, площадки были большие, прицеплялись к ним со всех сторон. В блокаду трамваи встали и стояли, потому что встало всё. И когда весной 42-го года уже оттаяло, пошёл первый трамвай, это был праздник. С ленинградским трамваем в блокаду связано много историй. В основном они страшные, не приведи Боже пережить такое ещё раз.
Ну а потом трамваи стали снимать, потому что жизнь изменилась. Я жил когда-то на Садовой улице, угол Апраксина, 32-й дом. И до сих пор помню этот звук, когда уже в полночь город затихает, и вот по улице нарастает металлический смежающийся вой – не то рушащийся пикирующий бомбардировщик, не то ещё что. Это издалека, по каменной траншее улицы, идёт трамвай. Звук непередаваемый! Ходил там 3-й и 14-й трамвай, ходили ещё несколько, а сейчас, наверно, ничего нет. Говорите, тройка вернулась на Садовую и Троицкий мост? Это прекрасно, был очень рад от вас это услышать!
Трамвай - это наша история. Перевезено столько людей, сделано столько хороших дел, и всё это доставило столько удобств и радости людям, что всех, кто работает, причастен к трамваю, можно от всей души поздравить, пожелать доброго здравия, и понадеяться, что трамвай проживёт ещё достаточно долго, чтобы мы с ним жили!»
К 110-летию петербургского трамвая. Михаил Шемякин. Интервью
К 110-летию петербургского трамвая. Эдита Пьеха. Прямая речь
К 110-летию петербургского трамвая. Михаил Боярский. Прямая речь
К 110-летию петербургского трамвая. Татьяна Буланова. Прямая речь
К 110-летию петербургского трамвая. Николай Валуев. Прямая речь
К 110-летию петербургского трамвая. Иван Краско. Прямая речь
К 110-летию петербургского трамвая. Татьяна Казанкина. Прямая речь
Напомним, 30 сентября с 11.00 до 15.00 в Александровском парке и на Кронверкском проспекте состоится Большой трамвайный праздник для всей семьи «От конки до трамвая». Гостей поздравят заслуженная артистка России Татьяна Буланова, чемпион Европы шоу-балет «Break Masters», а капелла-коллектив «PLUSFIVE», скрипичный дуэт «IVning» и другие артисты. Особым подарком станет премьера песни «Петербургский трамвай», написанной к юбилею жителем блокадного Ленинграда. А на Кронверкском проспекте пройдёт выставка под открытым небом вагонов разных эпох: «прабабушки» трамвая – конки, музейных трамваев начала и середины прошлого века, транспортных новинок.