30 июля в России отмечается День военно-морского флота. Этот праздник также отметят и некоторые работники Горэлектротранса, которые в своё время посвятили флоту важную часть своей жизни. Выходили в море на торпедных катерах, командовали атомными подводными лодками и даже участвовали в создании ракетоносцев, находящихся в боевом составе ВМФ. В том числе и тех, которые будут задействованы в Главном Военно-Морском параде 30 июля в Петербурге. Накануне торжественных мероприятий транспортники рассказали о своём «морском» пути.
Советник директора - начальник службы технической политики СПб ГУП «Горэлектротранс»
Сергей Китаев служил в ВМФ с 1972 по 1998 гг. Занимал различные должности, связанные с проектированием, строительством и испытанием подводных лодок. Капитан I ранга, старший научный сотрудник, кандидат технических наук. За разработку крупномасштабной модели «Лоцман», результаты испытаний которой были использованы при испытаниях тяжёлого атомного ракетного подводного крейсера «Дмитрий Донской», удостоен премии Ленинского комсомола.
«Мой отец всю жизнь посвятил военному кораблестроению, он лауреат Государственной премии, кавалер советских и российских орденов. Практически все подводные лодки, которые находятся сегодня в боевом составе Военно-морского флота России, прошли через его руки. В нашем доме часто собирались друзья семьи, которые в той или иной степени были связаны с военным кораблестроением, так что мой профессиональный выбор был предопределён. В 1972 году я поступил в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского, с которым связаны самые яркие воспоминания: принятие присяги, первый выход в море на подводной лодке и выпуск из училища.
Служба дала мне большой инженерный опыт, который я стараюсь применять и сегодня. По технической оснащённости корабль трудно сравнивать с трамваем, но и там и здесь необходимо решать схожие вопросы: электро- и пожаробезопасности, обитаемости, эргономики. Разница, конечно, огромная, но подходы всё равно одни и те же.
Благодаря службе в ВМФ я побывал на всех флотах страны, на многих предприятиях, которые строят и ремонтируют корабли, поставляют оборудование и комплектующие. Посчастливилось работать и встречаться с выдающимися учёными, о знакомстве с которыми при другой профессии трудно было и мечтать – Генеральными конструкторами атомных подводных лодок академиками Сергеем Никитичем Ковалёвым и Игорем Дмитриевичем Спасским, соратником Курчатова по созданию первой советской атомной бомбы и ядерной энергетики Анатолием Петровичем Александровым.
Для меня День Военно-морского флота – это и профессиональный, и семейный праздник, который по возможности мы отмечаем все вместе дома».
Начальник сектора по ведению воинского учёта СПб ГУП «Горэлектротранс»
Владимир Афонин служил на флоте с 1963 по 1993 гг. Капитан I ранга. Свой профессиональный и гражданский выбор сделал в шестом классе – после просмотра фильма «Хиросима». Служил на всех флотах. В разные годы являлся членом экипажа 9-ти подводных лодок, командовал дизельной и атомной лодками. Принимал участие в создании дивизии подводных лодок на военной базе в Камране (Вьетнам), где под его командованием находилось около 15 вымпелов. Службу заканчивал в должности начальника штурманского факультета училища подводного плавания им. Ленинского комсомола.
«В 82-м году, когда моя многоцелевая ядерная подлодка 4-го поколения проекта 671 РТМ выходила из Петропавловска-Камчатского, за мной устроили охоту две субмарины типа «Лос-Анджелес». Однако в итоге я сам «поймал» противника в Южно-Китайском море, захватив его гидроакустическими средствами. После этого мы всплыли и демонстративно показали флаг противолодочному американскому самолёту: «Мы вас сделали!» Символично, что совпало это с Днём военно-морского флота. А осенью того же года по всему Тихому океану «гонял» я авианосцы «Мидуэй» и «Энтерпрайз», которые находились в составе 70 кораблей охранения. Серьёзная операция была у американцев. В итоге «Энтерпрайз» «сбежал» от меня в японский порт. ГРУ-шники (Главное разведывательное управление Генерального штаба ВС РФ. – Прим. ред.) говорили, что «на том берегу» лично меня знали хорошо, ощущали моё давление на себе, побаивались и уважали мой экипаж.
Мы неоднократно участвовали в командно-штабных учениях на приз главкома, брали призы по торпедным стрельбам. Случались и нештатные ситуации. Один раз, когда я был матросом, командир во время срочного погружения забыл закрыть верхний рубочный люк. Как я почувствовал – не знаю. Совершенно в другом месте на боевом посту был. Увидел, что вода вот-вот хлынет, закричал, и тут же мы всплыли. Другой раз в Средиземном море у нас произошёл объёмный пожар - в подводном положении загорелась главная кабельная трасса четвёртого отсека. Тоже человеческий фактор - когда готовили корабль к морю, должны были защитить эту трассу как следует, но в момент подготовки подводной лодки не положили достаточно защиты между кабельным шлейфом и металлическим грузом. С пожаром справились.
День Военно-морского флота обычно отмечаю со своим экипажем 556-м. Мы регулярно встречаемся, собираемся, стараемся поддерживать связи. Хотя я давно не командую ими, до сих пор называют меня «товарищ командир».
Водитель-наставник Троллейбусного парка № 1
Виктор Трофимов служил с 1972 по 1975 гг. на Северном флоте, губа Долгая, посёлок Гранитный в должности моториста-электрика БЧ-5 торпедного катера.
«Наша боевая задача в основном заключалась в стрельбах, на которые мы выходили на полигон в Кольский залив. Самая сложная задача при этом – плавно вести катер, чтобы все три двигателя работали на одних оборотах, чтобы ребят не трясло, и они попадали бы в цель. Один раз мы зимой выходили в Баренцево море. Туалетов не положено, потому что катер небольшой, а выходим мы на 2 – 4 часа. Дело житейское, оказался на юте, тут катер скорость начал набирать, нос задрался, и я с кормы упал в море. Кольский залив незамерзающий, там постоянно 6 градусов вода. Открытое море, думал, всё, потону. Шинель спасла, как круг раздулась. Хорошо, заметили, верёвку кинули со спасательным кругом. Я когда за верёвку схватился, уже рук не чувствовал. Растёрли спиртом, внутрь дали – даже не заболел. Не зря говорят, что уставы пишутся кровью!
Служба на флоте дала мне выдержку, терпение, помогла и в нынешней профессии. Во-первых, это дисциплина. Надо же утром вставать, просыпаться рано. Это всё благодаря флотской выучке. Конечно, в техническом плане это разные вещи – на торпедном катере дизель, а на троллейбусе – двигатель. С другой стороны, и там и там – электрика, так что флот знания большие дал».
Петербургский Горэлектротранс поздравляет с Днём ВМФ! Желаем всем, чья жизнь связана с военным флотом, успехов в службе и работе, а тем, кто встречает праздник на боевом посту - семь футов под килем!
На фото: подводная лодка проекта 671 РТМ на военной базе в Камране (Вьетнам). Снимок из семейного архива Владимира Афонина.