Трамвайное движение до Стрельны снова открыто

26 июня 2017

С понедельника, 26 июня, движение трамвайного маршрута №36 продлено до конечной станции «Стрельна». Масштабные ремонтные работы на Оранэле (Ораниенбаумской электрической линии) стартовали сразу после её столетнего юбилея – в начале 2016 года. Реконструкция путей шла поэтапно, были обновлены пути, контактная сеть, остановочные пункты. Линия закрывалась частями, чтобы не прерывалось транспортное обслуживание пассажиров Кировского и Красносельского районов. Однако самая западная точка – Стрельна – по естественным причинам оказалась недоступна на некоторое время для трамвайного движения.

 

Идея пригородной ветки электрической железной дороги параллельно Петергофскому шоссе до Ораниенбаума родилась в конце XIX века. Проект двухпутной трассы предполагал связать Петербург с дачными и дворцовыми пригородами на юго-западе. Почти полтора десятилетия происходило обсуждение проекта и последующие согласования. Торжественная закладка линии у Волхонского шоссе состоялась летом 1913-го. А открытие головного участка Ораниенбаумской электрической линии состоялось 21 января 1916 года.

 

Начало Первой мировой войны сильно затормозило работы и изменило концепцию: многие рабочие ушли на фронт; зарубежные капиталы акционерного общества, которое вело строительство, были заморожены; контактную сеть успели протянуть только до Стрельны. К тому же заказанные за границей вагоны не были поставлены, и на Оранэле в итоге пошли эвакуированные из Риги трамваи – 12 моторных (с троллеями – роликовыми токоприёмниками) и 12 прицепных. Их выкрасили в зелёный цвет.

 

Опытное движение поездов от Княжевского депо (ныне трамвайного парка №8) до Путиловского завода началось зимой 1915-го, а в январе 1916-го года линия первой в России частной электрической железной дороги, совместившей элементы и функции городского трамвая и междугородной железной дороги, заработала для пассажиров. «Петроградские ведомости» писали, что поезда «будут состоять из одного моторного и одного прицепного вагона, типа городских дорог, на 40 человек. Вагоны решено пускать каждые 3-4 минуты, со скоростью 20 вёрст в час». К 1917-му году поезда перевозили пассажиров от станции «Нарвские ворота» до станции «Привал» близ развилки Петергофского и Красносельского шоссе.

 

Уже после революции участок путей, который так и не был электрифицирован, от Стрельны до Ораниенбаума, был демонтирован. Чуть позже дорога была национализирована, а в 1929-м году – передана трамвайному ведомству Ленинграда – Управлению городских железных дорог. Во время Великой Отечественной войны Стрельнинская линия была разделена линией фронта, часть попавшая в зону оккупации была сильно разрушена, а участок до Кировского завода был полноправным защитником города: по нему ходили поезда в том числе на паровой тяге, доставляя грузы. Восстановленная в послевоенные годы трасса стала экспериментальной скоростной трамвайной линией, на которой испытывались новые типы вагонов и оборудования.

 

Сейчас сразу несколько маршрутов на этой линии обслуживает Трамвайный парк №8. Самая западная точка на линии – трамвайное кольцо 36-го маршрута, рядом с Дворцом конгрессов – бывшим великокняжеским Константиновским дворцов в Стрельне, реконструированным к 300-летию города. А к 100-летию Оранэлы, которое отметили 21 января 2016 года, петербургский Горэлектротранс вывел на линию трамваи, облик которых напоминает пассажирам о знаменательной дате. На бортах «юбилейных» трамваев,  выкрашенных в исторический – зелёный – цвет, разместили памятную надпись: «100 лет Оранэле 1916-2016», а в салоне – старинные фотографии и любопытные факты из истории линии.

Предыдущая новость
Следующая новость