Международная Ассоциация предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ) предложила формировать обеспечивающую транспортную сеть российских городов на основе существующей инфраструктуры электротранспорта. Как обеспечить преимущества трамвайных и троллейбусных систем и сделать их такими же эффективными, как и во всём мире, обсуждали на совещании под председательством замминистра транспорта РФ Николая Асаула.
В Министерстве транспорта состоялось рассмотрение проекта Стратегии развития автомобильного и городского электрического транспорта Российской Федерации на период до 2030 года. В обсуждении документа со стороны профессионального сообщества ГЭТ приняли участие представители профильных транспортных союзов и ассоциаций, а также Общероссийских профсоюзных организаций.
Для экспертов транспортной отрасли очевидна эффективность технологий электротранспорта в условиях сложившейся дорожной обстановки, пробок, пропускной способности магистралей, качества работы предприятий-перевозчиков, обеспечения безопасности пассажирских перевозок, экологических вызовов современных городов. С учётом этих, а также экономических факторов будущее современного общественного транспорта - за сохранением и развитием трамвайных и троллейбусных систем.
«Одна из первостепенных задач – сохранить и грамотно использовать существующую в нашей стране инфраструктуру электротранспорта», - отметил президент Международной Ассоциации предприятий городского электрического транспорта, директор петербургского Горэлектротранса Василий Остряков. Это позволит без больших дополнительных вложений развивать российский электротранспорт. А отрасль ГЭТ, к слову, при современном уровне технического прогресса в мире считается наиболее перспективной: троллейбусы с увеличенным автономным ходом; электробусы; трамваи на батареях, которые заряжаются на остановках; использование инновационных водородных батарей для электротранспорта. Все эти «технологии будущего» возможно применить при действующей инфраструктуре. Таким образом, в основе транспортного каркаса городов будет лежать как инфраструктурная составляющая, так и применение самых эффективных и современных технологий на транспорте.
В то же время необходимо заложить в транспортную Стратегию принцип приоритетности электротранспорта. Модель «свободного рынка» по действующему законодательству не способствует повышению качества пассажирских перевозок, и даже наоборот, приводит к обратным процессам. Вот почему уход от конкуренции на монопольном рынке городского транспорта и обеспечение приоритетности для движения электротранспорта, зависимого от инфраструктуры, сделает городские трамваи и троллейбусы самым быстрым и удобным транспортом. При этом предсказуемо вырастет качество транспортных услуг всех городских перевозчиков.
Предложения МАП ГЭТ для включения в Стратегию развития автомобильного и городского электрического транспорта
Российской Федерации на период до 2030 года
1. Предложения, позволяющие закрепить рациональное использование существующей инфраструктуры и планирование оптимальных маршрутных сетей
Для экономической эффективности и наиболее рационального распоряжения маршрутной сетью целесообразно максимально использовать уже существующую транспортную инфраструктуру. И в особенности - инфраструктуру рельсового транспорта, обладающего максимальной провозной способностью и наибольшим потенциалом для развития (метрополитен, железная дорога, JIPT, трамвай).
В связи с этим предлагается заложить принципы, в основе которых будет лежать приоритет рельсового транспорта как транспортного каркаса в крупных городах.
2. Предложения, позволяющие учесть особенности отрасли городского электрического транспорта
Городскому электрическому транспорту присуща своя специфика, определяемая его конструктивными особенностями и технологией основных производственных процессов. Наличие собственной транспортной инфраструктуры (пути, тяговое хозяйство) ставит городской электротранспорт в неравные финансово-экономические условия с иными перевозчиками.
В связи с этим предлагается:
2.1. Провести комплексный анализ актуальных проблем отрасли городского электрического транспорта с проработкой эффективных сценариев развития отрасли ГЭТ;
2.2. Рассмотреть вопросы развития инфраструктуры электрического транспорта и критерии её эффективного использования;
2.3. Создать правовую и нормативно-техническую базу для обеспечения приоритета электрического транспорта. Критерии и нормативы обособленных путей, средства для обособления и т.д.;
2.4. Рассмотреть вопрос ценообразования на потребляемые энергоресурсы для электрического транспорта. В целях реализации стратегии развития необходима разработка специальных тарифов для этой подотрасли;
2.5. Рассмотреть вопросы разработки нормативных документов в части технического обслуживания транспортных средств электрического транспорта.
3. Предложения, связанные с обновлением Российского парка подвижного состава
3.1. Дополнительно проработать стратегию развития транспортного машиностроения с учётом актуальных мировых трендов: создание гибридных транспортных средств, технологии обеспечения увеличенного автономного хода, альтернативные источники энергии, экологичность, энергоэффективность, доступность для маломобильных пассажиров, скорость и комфорт;
3.2. Предусмотреть меры государственной поддержки производителей подвижного состава и определить принципы стимулирования предприятий, производящих подвижной состав на электротяге.
4. Предложения, связанные с методологией формирования единой стратегии развития транспортного комплекса
При подходе к разработке документа, определяющего принципы транспортного благополучия всей страны, важно, чтобы развитие автомобильного и городского электрического транспорта осуществлялось по единому сценарию.