Петербург – это разводные мосты и гранитные набережные Невы, белые ночи и памятники архитектуры, знаменитые театры и невероятные музеи, а ещё – звонки трамваев, которые ходят по улицам Северной столицы вот уже 109 лет. Трамвайное движение в нашем городе открылось 29 сентября 1907 года. За более чем вековую историю трамваи изменялись и совершенствовались, но всегда оставались любимым видом транспорта жителей города на Неве. Праздничную дату трамвай встречает возвращением линейного движения на Троицкий мост после 10 лет перерыва. Также в октябре 90-летие отметит трамвайная линия на Ржевку.
История электрического трамвая началась именно в столице Российской империи, когда в 1880 году были проведены испытания Фёдором Аполлоновичем Пироцким. Уже через десять лет трамваи ходили в тринадцати городах страны, но в Санкт-Петербурге трамвай на постоянной основе удалось пустить только в XX веке. 29 сентября 1907 года английские вагоны фирмы «Brush» вышли на линию из ворот Василеостровского трамвайного парка – петербуржцам он сейчас больше знаком как Музей городского электрического транспорта. Трамвайная сеть начала развиваться стремительно: маршруты открывались один за другим, и к 1914 году трамваи ходили по Лиговскому и Обводному, по Восстания и Кирочной, по Шпалерной и Некрасова… С тех пор трамвай стал неизменным спутником жителей города на Неве, одним из ярких символов Петербурга. К слову, среди первых трамвайных маршрутов, открытых в 1907 году, был и маршрут №3. В марте 2013 года третий трамвай после перерыва вернулся в центр города, его трасса соединила площадь Репина с Сенной площадью. Символично, что с 1 октября 2016 года маршрут будет продлён и третий трамвай вновь повезёт пассажиров через всю Садовую улицу и Троицкий мост к площади Ленина.
Особую роль сыграл трамвай в годы блокады Ленинграда. Электрический транспорт перевозил бойцов и раненых, вооружение и провизию. Трамвайное движение было приостановлено только на 4 месяца – в декабре 41-го. А уже утром 15 апреля 1942 года ленинградцы вновь услышали долгожданный звонок пассажирского трамвая. Завидев его, люди плакали, становились на колени, крестились. Показательно, что фашисты пришли в ярость, узнав, что в блокированном городе возобновилось трамвайное движение. Бессмертный подвиг ленинградских трамвайщиков, их вклад в Великую Победу никогда не будет забыт.
К концу 1980-х годов Ленинград стал по-настоящему «трамвайной столицей мира»: городом с самой большой длиной путей – свыше 600 километров. А в 1989-м в нашем городе был построен самый длинный вагон ЛВС-89 – длиной 31 метр 30 сантиметров. Петербургский трамвай сегодня – это более 500 километров трамвайных путей, 5 трамвайных парков и 1 совмещённый трамвайно-троллейбусный парк, почти 800 вагонов.
2016-й год стал юбилейным для двух трамвайных линий Петербурга. В январе исполнилось 100 лет с момента открытия движения по Ораниенбаумской электрической линии – Оранэле. В октябре 90-летие отметит трамвайная линия на Ржевку. Изначально на её месте находилась Ириновская узкоколейная железная дорога, которая впоследствии была реконструирована: пригородная часть от станции «Ржевка» была передана в ведение ОЖД, а в городской черте от «Ржевки» до набережной Невы – Управлению городских железных дорог. Линия была перешита на широкую колею и электрифицирована. Первоначально она была однопутной, позже – с двумя полноценными путями. Первым на новой ветке в 1926 году появился трамвайный маршрут №10. Начиная с 1979 года ржевская линия претерпела изменение трассы, вместо улицы Памфилова стала пролегать по Большой Пороховской, а затем, в 1981 году трамвайные пути были переложены по Ириновскому проспекту. В 80-е годы вместе с развитием новых жилых районов эта линия «приросла» ветками по проспекту Наставников до Хасанской улицы и по проспекту Косыгина до станции метро «Ладожская». В наши дни до конечной станции «Ржевка» ходят два трамвайных маршрута - №№ 30 и 64.