Уникальные троллейбусы из коллекции Музея городского электрического транспорта снова можно будет встретить на улицах Петербурга. 22 мая они проедут через центр города в составе колонны ретротехники. Маршрут – от улицы Нахимова до Инженерной улицы: там с 15 часов развернётся выставка под открытым небом, в которой также примут участие и музейные трамваи. Пробег по традиции приурочен ко Дню города и старту Международного инновационного форума пассажирского транспорта SmartTRANSPORT.
На улицах Северной столицы можно будет увидеть сразу 5 экспонатов из Музея городского электрического транспорта: троллейбусы ЯТБ-1 и ЗиУ-9, троллейкар КТГ-1 ЛКС, трамваи МС-1 и трамвайный поезд ЛМ-49/ЛП-49 (в народе - «Слон»).
Музейные троллейбусы проедут в составе общей колонны ретротехники, которая стартует от гостиницы «Прибалтийская» в 12:30. Маршрут движения: Ул. Нахимова - Наличная ул. - Большой пр. В.О. – Детская ул. - Средний пр. В.О. - 22-я линия В.О. - Большой пр. В.О. - 1-я линия В.О. - Невский пр. - Суворовский пр. - пл. Пролетарской Диктатуры - Тульская ул. - Суворовский пр. - Кирочная ул. - Литейный пр. – Инженерная ул.
Сразу же после окончания движения колонн петербуржцы смогут познакомиться с уникальными экспонатами поближе – выставка электротранспорта под открытым небом разместится на Инженерной улице с 15:00 до 18:00. Туда же к назначенному времени из музея на Васильевском острове подойдут и старинные трамваи – МС-1 и ЛМ-49/ЛП-49.
Напомним, что впервые парад ретротранспорта, предвещающий старт Международного инновационного форума пассажирского транспорта SmartTRANSPORT, состоялся в 2015 году. Тысячи петербуржцев пришли на Инженерную улицу, чтобы познакомиться с историей транспорта города на Неве.
Участники парада ретротехники и выставки на Инженерной улице от петербургского Горэлектротранса:
Троллейбус ЯТБ-1 – ровесник троллейбусного движения в нашем городе: машины этой модели 1936 года одними из первых поехали по улицам Ленинграда 80 лет назад. С момента своего появления в городе троллейбусы сразу получили статус транспорта повышенной комфортности. Системы отопления, мягкие сиденья, уютные шторы на окнах стали визитной карточкой нового вида транспорта того времени. Кроме того, в ЯТБ-1 была предусмотрена строго ограниченная пассажировместимость - не больше 50 человек. Экспонат Музея городского электрического транспорта, который можно будет увидеть 22 мая, единственный сохранившийся в мире троллейбус такой модели. Он был найден на дачном участке в 70 км от города и затем восстановлен реставраторами Музея. В октябре прошлого года ЯТБ-1 побывал «в командировке» в Москве, где возглавил ретропарад, как самый взрослый его участник.
Троллейбус ЗиУ-9 – один из самых массовых троллейбусов, когда-либо выпускавшихся в нашей стране. До сих пор машины этой марки можно встретить на улицах многих городов России и зарубежья (например, троллейбусы экспортировались в Аргентину, Грецию, Монголию). Экземпляр из Музея (ЗиУ-682Б) был одним из первых, вышедших из ворот Троллейбусного парка №4 на Ленинском проспекте (ныне – №1). Тогда только что открывшийся парк был укомплектован в основном троллейбусами этой модели. По сравнению с предшествующими моделями, ЗиУ-9 имел более вместительный и лёгкий корпус, а также был снабжён третьей дверью в центре салона, которой так не хватало раньше.
Троллейкар КТГ-1 ЛКС – это передвижная лаборатория контактной сети на базе грузового троллейбуса, созданная в конце 70-х годов. На крыше троллейкара оборудована обзорная площадка, а внутри находится оборудование для измерения параметров контактной сети. Грузовые троллейбусы также оснащались двигателем внутреннего сгорания, работали в качестве техпомощи – могли буксировать другие машины.
Трамвай МС-1 – первый ленинградский вагон со стальным каркасом, благодаря ему МС-ки получились неприхотливыми и выносливыми. До этого большинство трамвайных вагонов в городе были с деревянным каркасом кузова. Трамваи типа «Моторный стальной» выпускались на заводе «Красный Путиловец» с 1927 по 1933 годы и служили городу на Неве более 40 лет, в том числе, работали в суровые блокадные годы. Когда вагоны ушли с ленинградских улиц, их отремонтировали и отправили в Минск и другие города, где они продолжили работать дальше. В некоторых парках Петербурга вагоны МС до сих используются в качестве тягачей. Такие вагоны часто становятся «киногероями», поэтому их можно увидеть во многих картинах, действие которых происходит в начале прошлого века.
Трамвай ЛМ-49 и прицепной вагон ЛП-49 – послевоенные ЛМ-49 и ЛП-49 унаследовали от предыдущего - 47-го образца (ЛМ-47) – модные в то время округлые очертания кузова. Вместе с внешним видом на них распространилось прозвище старшего товарища 47-й серии - «Слон». А те в свою очередь получили такое название за округлые внешние формы и кабину, напоминающую морду слона. Ещё одна версия происхождения прозвища связана со схемой окраски таких вагонов, в которой использовался цвет слоновой кости. Вагоны с аббревиатурой ЛМ-49 возили ленинградцев больше 30-ти лет, до 1983 года. Внутри было много новшеств: поперечное расположение сидений, впервые появившийся потолочный поручень, раздвижные двери – как в метро. Вагоны ЛМ-49 выпускались до 1960 года, именно в это время началась массовая жилищная застройка окраин города, куда потянулись новые трамвайные линии. Там не было ни метро, ни других видов транспорта и потребовались трамваи большей вместимости, чем один вагон. Поэтому было принято решение в 60-х годах достраивать прицепные вагоны ЛП-49, чтобы все поезда 49-й серии были двухвагонными.