Петербургский Горэлектротранс принял активное участие в работе Международной выставки по электротранспорту «ЭлектроТранс2016», которая проходила в Москве с 6 по 8 апреля. Ключевой темой деловой программы в этом году стало законодательное регулирование отрасли ГЭТ. 6 апреля в Общественной палате РФ состоялись общественные слушания по теме «Развитие городского электрического транспорта в России, проблемы и пути их решения», где специалисты из более чем 40 регионов представили свое видение дальнейшего развития и обеспечения стабильной работы отрасли.
Новые сервисы и возможности визуального информирования пассажиров, современные системы оплаты проезда и электронного контроля пассажиропотока, специальные технологии для обеспечения работы трамваев и троллейбусов - выставка «ЭлектроТранс2016» объединила самые современные разработки в отрасли на своей площадке уже в шестой раз. В этом году основа деловой программы международного форума, организованного при содействии Международной Ассоциации городского электрического транспорта (МАП ГЭТ), включала в себя три основных тематических блока: законодательная база в отрасли ГЭТ; техническое содержание, ремонт и модернизация подвижного состава и новые технологии.
На открытие выставки в КВЦ «Сокольники» приехал директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Алексей Бакирей. Поздравляя коллег с первым днём работы форума, на который были назначены общественные слушания в Общественной палате РФ, он пожелал всем докладчикам и участникам встречи продуктивной и эффективной работы.
От имени профессионального сообщества на общественных слушаниях 6 апреля выступил директор петербургского Горэлектротранса Василий Остряков, который является президентом Международной Ассоциации городского электрического транспорта. В своём докладе Василий Остряков привёл результаты комплексного анализа современного состояния дел в отрасли. Мировой и российский опыт развития трамвайных и троллейбусных систем заслуживает поддержки и распространения, в первую очередь, в интересах пассажиров. Поэтому МАП ГЭТ открыто говорит о необходимости совершенствования законодательной базы: требуется базовый закон, регулирующий именно отрасль ГЭТ, а также федеральная целевая программа.
На общественных слушаниях 6 апреля зашла речь о том, что на современном состоянии трамвайных и троллейбусных хозяйств в нашей стране сказывается нехватка законодательного регулирования. Существующие документы не регламентируют и не конкретизируют многие принципы организации и планирования перевозок городским электрическим транспортом. Например, обязательность полной оплаты транспортной работы, соответствующей расчетной рентабельности предприятий-перевозчиков и регулирование избыточной конкуренции. Эти тезисы прозвучали у большинства докладчиков в Общественной палате. Конкуренция на маршруте не способствует повышению качества транспортного обслуживания, а наоборот уничтожает его и влечет за собой ухудшение всех экономических процессов города.
Последние годы маршрутная сеть частных перевозчиков организовывалась по трассам действующих трамвайных и троллейбусных маршрутов, имеющих большой пассажиропоток. Это мешает рациональному распределению транспортной работы в городах, так как не даёт максимально использовать возможности инфраструктуры ГЭТ. В то же время наличие собственной инфраструктуры (пути, контактная сеть, тяговое хозяйство) определяет специфику эксплуатации городского электрического транспорта, которая на данный момент законодательством не учитывается, так что регулирование перевозок ГЭТ производится на единых условиях вместе с автотранспортом. Тогда как мировой опыт развития транспортных систем крупных городов учитывает технологические особенности создания и эксплуатации трамваев и троллейбусов: сеть ГЭТ находится вне конкурса, как и метрополитен, и служит каркасом всех пассажирских перевозок.
Среди других важных комментариев, озвученных на Общественных слушаниях: общественный транспорт кроме рыночных механизмов должен быть подвергнут государственному регулированию и контролю, необходим жесткий контроль за работой перевозчиков и исполнением контрактов в части использования типа подвижного состава, количества транспортных средств, качества обслуживания пассажиров, сбора средств за проезд. Также требуются показатели эффективности маршрутной сети с целью создания планирования оптимальных маршрутных сетей, допущения разумного дублирования, основанного на расчетах пассажиропотоков. При разработке рекомендаций или нормативов по определению цены единицы работы для ГЭТ необходимо учитывать инфраструктурную составляющую.
Всего на Общественных слушаниях выступили более 20 докладчиков, среди них руководители транспортных предприятий из Кемерово, Ижевска, Нижнего Новгорода, Стерлитамака, Уфы, Москвы и других городов, а также производители подвижного состава, специалисты научно-исследовательских институтов и общественные деятели. Свой опыт по улучшению транспортного обслуживания населения за счет стабильной работы отрасли городского электрического транспорта представили коллеги из Белоруссии.
По итогам Общественных слушаний подготовлен проект Рекомендаций Общественной палаты РФ. Сейчас идёт процесс согласований для разработки окончательной редакции документа.