27 января в Музее городского электрического транспорта прошла Акция Памяти в честь полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Электрический транспорт сыграл в истории осаждённого города особую роль. Трамваи перевозили воинские подразделения, снаряды, вооружение, активно использовались при строительстве укреплений и эвакуации городского имущества, в том числе коллекций Эрмитажа. А для пассажиров-ленинградцев действующий трамвай был символом того, что город жив и обязательно выстоит.
В блокаду в Ленинграде курсировали вагоны дореволюционной постройки первой и второй очередей, МС и ПС производства завода «Красный Путиловец», МА и ПА – знаменитые «американки», впоследствии переименованные в ЛМ-33 и ЛП-33. Небольшие вагоны МС в случае необходимости можно было вручную вытолкнуть за пределы участка, обесточенного в результате попадания бомбы или снаряда.
Много важных задач стояло перед грузовыми поездами, которых тогда насчитывалось около 70 единиц. Грузовые трамваи использовали во время эвакуации жителей районов, приближенных к линии фронта, а также для заготовки дров, подвозки сырья и материалов для промышленных предприятий, расчистки города от снега и мусора, строительстве оборонительных сооружений.
Вагоны серии МС работали на городских маршрутах с 1927 по 1967-й годы, а «американки» – с 1933 по 1979-й. Грузовые трамваи эксплуатировались вплоть до начала 2000-х годов.
В войну подвижной состав реконструировали. Так, «американки» перед блокадой были переоборудованы в санитарные трамваи. В салоне установили носилки в три яруса, а вход расположили в торце вагона, чтобы было удобнее заносить раненых.
Кроме того, буферные фонари оборудовали специальными козырьками, а освещение салона затемнили, чтобы трамваи не были заметны с воздуха в тёмное время суток. Для обеспечения работы транспорта в блокадном городе инженеры и специалисты Трамвайно-троллейбусного управления Ленгорисполкома (ТТУЛ) зачастую проявляли удивительную изобретательность. Например, они устанавливали второй токоприёмник на вагон и таким образом ликвидировали искрение. Особое инженерное решение потребовалось и для тяговых подстанций – чтобы в суровые морозы не зависеть от застывшего городского водопровода.
Работники ТТУЛ также были задействованы в важнейших операциях, связанных с обороной Ленинграда. Например, в прокладке кабеля по дну Ладожского озера, давшего блокадному городу столь необходимый ток Волховской ГЭС. И это всё – не считая повседневного труда на маршрутах в условиях голода, холода и бомбёжек.
За время осады Ленинграда на рабочих местах было убито 77 работников ТТУЛ, ранено – 168 человек, контужено – 106. Пропали без вести более 70 человек. В блокаду зарегистрировано свыше полутора тысяч непосредственных попаданий снарядов и бомб в объекты транспортной инфраструктуры. Разрушено свыше 450 километров трамвайной контактной сети, 40 километров кабельной сети, 64 километра контактной сети троллейбуса, свыше тысячи вагонов и 25 зданий ТТУЛ.
Подвиг трамвайщиков, погибших в годы блокады на фронтах Великой Отечественной войны, увековечивает памятная плита на Пискарёвском мемориальном кладбище, установленная 6 мая 2001 года. На проспекте Стачек, у Трамвайного парка № 8, в 2007 году был открыт памятник Блокадному трамваю. О героическом труде работников Трамвайно-троллейбусного управления напоминают мемориальные доски в трамвайных парках, которые обеспечивали трамвайное движение в страшные блокадные годы. Еще одна мемориальная доска в честь подвига трамвайщиков Ленинграда размещена у входа в Музей городского электрического транспорта - на Среднем проспекте, 77. Сегодня к ней ветераны, школьники и работники Горэлектротранса возложили цветы. После чего участники Акции Памяти проехали по Васильевскому острову на трамваях военной эпохи.