21 января исполняется 100 лет с момента открытия движения по Ораниенбаумской электрической линии (Оранэла). Открытие головного участка состоялось 21 января (8 января по старому стилю) 1916 года. В наши дни здесь проходят трассы сразу нескольких трамвайных маршрутов, среди них и 36-й трамвай, который везёт пассажиров до Дворца конгрессов в Стрельне. В честь юбилея на линию вышли трамваи, облик которых напоминает пассажирам о знаменательной дате.
На бортах «юбилейных» трамваев, выкрашенных в исторический – зелёный – цвет, разместили памятную надпись: «100 лет Оранэле 1916-2016». Вагоны, появившиеся на юго-западе города, привлекают внимание пассажиров прежде всего новой схемой окраски. А во время поездки пассажиры могут совершить небольшой экскурс в историю своего района: в салоне разместили архивные фотографии и любопытные факты из истории Оранэлы.
Идея пригородной ветки электрической железной дороги параллельно Петергофскому шоссе до Ораниенбаума родилась в конце XIX века. Проект двухпутной трассы предполагал связать Петербург с дачными и дворцовыми пригородами на юго-западе. Почти полтора десятилетия происходило обсуждение проекта и последующие согласования. Торжественная закладка линии у Волхонского шоссе состоялась летом 1913-го.
Начало Первой мировой войны сильно затормозило работы и изменило концепцию: многие рабочие ушли на фронт; зарубежные капиталы акционерного общества, которое вело строительство, были заморожены; контактную сеть успели протянуть только до Стрельны. К тому же заказанные за границей вагоны не были поставлены, и на Оранэле в итоге пошли эвакуированные из Риги трамваи – 12 моторных (с троллеями – роликовыми токоприёмниками) и 12 прицепных. Их выкрасили в зелёный цвет.
Опытное движение поездов от Княжевского депо (ныне трамвайного парка №8) до Путиловского завода началось зимой 1915-го, а в январе 1916-го года линия первой в России частной электрической железной дороги, совместившей элементы и функции городского трамвая и междугородной железной дороги, заработала для пассажиров. «Петроградские ведомости» писали, что поезда «будут состоять из одного моторного и одного прицепного вагона, типа городских дорог, на 40 человек. Вагоны решено пускать каждые 3-4 минуты, со скоростью 20 вёрст в час». К 1917-му году поезда перевозили пассажиров от станции «Нарвские ворота» до станции «Привал» близ развилки Петергофского и Красносельского шоссе.
Уже после революции участок путей, который так и не был электрифицирован, от Стрельны до Ораниенбаума, был демонтирован. Чуть позже дорога была национализирована, а в 1929-м году – передана трамвайному ведомству Ленинграда – Управлению городских железных дорог. Во время Великой Отечественной войны Стрельнинская линия была разделена линией фронта, часть попавшая в зону оккупации была сильно разрушена, а участок до Кировского завода был полноправным защитником города: по нему ходили поезда в том числе на паровой тяге, доставляя грузы.
Восстановленная в послевоенные годы трасса стала экспериментальной скоростной трамвайной линией, на которой испытывались новые типы вагонов и оборудования. Сейчас линию до Стрельны обслуживает трамвайный парк №8: вагоны идут по 36-му маршруту до Дворца конгрессов – бывшего великокняжеского Константиновского дворца в Стрельне, реконструированного к 300-летию города. История Оранэлы, разменявшей вековой юбилей, продолжается в наши дни.
История петербургского-ленинградского трамвая - на сайте Музея городского электрического транспорта