Из Москвы в Петербург на днях вернулся уникальный экспонат Музея городского электрического транспорта – единственный сохранившийся в мире троллейбус ЯТБ-1. Музейный троллейбус 1936 года – ровесник троллейбусного движения в Ленинграде. В столице он, как самый старший участник, возглавил парад ретротроллейбусов. Праздник прошёл 24 октября и собрал около 50 тысяч зрителей. Реставратор Алексей Гонтарев, который в субботу вывел раритетную машину в знаменательный рейс по столице, рассказал о большом путешествии ЯТБ-1.
Вы очень переживали, пока троллейбус не вернулся обратно, «в свою стихию», на своё место в Музее городского электрического транспорта. Если говорить начистоту, волнения того стоили?
Первое, что хочу сказать – это потрясающе на самом деле. Когда ты ещё в школьные годы знаешь, что ЯТБ не сохранились, а потом такой раритет удаётся найти и снова поставить на колёса, и десятки лет спустя он ещё и оказывается в Москве… Была у меня идея фикс, мечта, ну, мысль: «Вот было бы неплохо на ЯТБ по Москве прокатиться!». Хотя я знал, что этого никогда не будет, потому что это фантастика.
Почему именно Москва так вдохновляла?
Во-первых, я – патриот нашей страны. Во-вторых, Москва – это троллейбусная столица мира, там самая большая протяженность контактной сети и наибольшее количество троллейбусов. Даже если говорить о ЯТБ, основная часть таких машин работала именно в столице. Поэтому когда я смотрел старые фотографии, как ЯТБ «жирным слоем» ездят по Москве, то хотел оказаться в том временном промежутке хоть как-то, хоть частично.
И с восстановлением ЯТБ-1 у Вас появилась своя «машина времени», исполняющая мечты.
Конечно, Москва уже не та, что была в 30-40-х годах. Тогда троллейбусное движение было проложено подчас по откровенно «деревенским» улицам. Сейчас это уже широкие скоростные улицы, и у меня было даже такое подсознательное чувство, что ЯТБ, наверное, как-то немножко неловко, некомфортно и может чуть-чуть неуютно в Москве. Потому что скоростное движение даёт о себе знать, а мы ехали максимум со скоростью 40 км в час.
Вы говорите о ЯТБ, как о живом существе - что ему «чуть-чуть неуютно». Вы с ним общаетесь?
Когда ты 4 года, не считаясь ни с какими другими делами, несмотря на часы, когда начинается и заканчивается твой рабочий день, тратишь на то, чтобы вот эта вот конструкция в конце концов поехала… Долгие годы для него каждую деревяшку, каждый шуруп, каждый болтик, проводок, деталь, оборудование, каждую штучку облизываешь, чистишь и собираешь… Ты собираешь как будто часть себя.
Это не так, когда ты пошёл, купил современный телевизор, он стоит на шкафу, показывает картинку, ты на неё смотришь и переживаешь за то, что там происходит. Нет, это именно конструкция, которую я знаю от и до, и за которую я переживаю. То есть троллейбус едет, а ты знаешь, что в нём в этот момент происходит. Я себя так не чувствую, когда иду, как я чувствую троллейбус.
И как же чувствовал себя ЯТБ, когда вышел первым открывать этот парад?
Он был гораздо спокойнее, чем я. Я опасался многого. Но троллейбус вёл себя достойно, и никакие опасения не оправдались, всё прошло образцово-показательно.
Давайте еще раз переживём вместе с Вами то утро в Филёвском автобусно-троллейбусном парке перед началом парада.
Я очень сильно нервничал. Я понимал, что это главное троллейбусное событие года, а ЯТБ - главный троллейбус. Я надел парадную музейную форму, вышел к троллейбусу, выгнал его на площадь, где проходил смотр ретротехники – ЯТБ и его младших собратьев. Всего троллейбусов десять. Зрелище масштабное, красивое. ЯТБ вызвал фурор. Потом на Фрунзенской набережной в 12 часов была расстановка. И я был немного смущён и одновременно горд тем, что огородили ту площадку, куда троллейбусы прибывали. Это было похоже на то, как ждёт известнейшего исполнителя толпа зрителей. Потому что действительно тысячи зрителей, я был, конечно, поражён. И я понимал, что это апофеоз какого-то этапа в жизни.
И оставалось только увидеть Кремль из кабины ЯТБ?
Это уже после парада. И за это большое спасибо руководству Филёвского автобусно-троллейбусного парка, которое специально для нас организовало такую трассу маршрута, чтобы мы могли проехать мимо Кремля. Я понял, что теперь, в общем-то, всё: большего в своей жизни не достигнуть. Я шучу, конечно.
У Вас, как у реставратора уникальной техники, сложилась яркая благополучная судьба, вокруг ЯТБ много событий интересных происходит. А сколько лет назад этого невозможно было даже представить?
До 1996 года, пока мы его не нашли, это было абсолютно нереально. Ещё в классе десятом с одноклассником мы болели этой темой, смотрели «Сердца четырёх». Было ощущение, что это было и теперь нет, больше такого не будет, остались только кадры кинохроники. Если бы тогда мне сказали, что я на ЯТБ буду ездить и по Петербургу и по Москве, то я бы просто не поверил.
Как нашёлся этот троллейбус?
Его обнаружили в 70 км от города, на дачном участке. Договорились с хозяевами, выкупили. Привезли, поставили на баланс и теперь это наша гордость, не только предприятия, но я думаю, что и Петербурга.
Сколько времени потребовалось, чтобы восстановить ЯТБ-1?
В цех ремонта мы его поставили 1 ноября 2000 года, и первые метры своим ходом раритет проехал в 2004 году, 30 апреля, в 20 часов 48 минут. Найден был ЯТБ-1 29 октября, 1996 года, в 17 часов 4 минуты.
Похоже, у Вас ещё и особое чувство времени.
История транспорта – это часть культуры. Транспортные средства – это свидетели истории. И они заслуживают уважения, и музей должен пополняться, конечно, моделями, которые уходят в историю. Через некоторое время всё это будет определяться одним словом: «Ценно». Ценно для предприятия, ценно для города, ценно для истории, ценно для людей.