Троллейбусу Ленинграда-Петербурга – 79 лет. Впервые «безрельсовые трамваи» пошли по улицам города на Неве 21 октября 1936 года: регулярное движение одними из первых открыли троллейбусы модели ЯТБ-1. До наших дней чудом уцелел всего один экземпляр этой машины: сейчас его можно увидеть в Музее городского электрического транспорта. В субботу, 24 октября, уникальный ЯТБ-1 примет участие в параде ретротехники в Москве. А вот водитель троллейбуса Борис Иосифович Лерман помнит ЯТБ-1 еще, когда тот выходил на линию и возил пассажиров. Ведь Борис Иосифович работал именно на таких машинах. По его словам, он до сих пор помнит все нюансы управления и даже носит с собой документы водителя троллейбуса, в которых нет ни одного штрафного балла.
- За руль троллейбуса я сел в 1949-м году. Тогда, после войны, водить троллейбус считалось званием почётным. Работа была ответственной, а расписание – жёстким. Опоздание – не более двух минут, а «загон» (то есть прибытие раньше срока) – не более минуты. Бывало, служебной развозки не было, тогда пешком ходили, только для того, чтобы выехать по расписанию. Настолько сильно чувствовали значимость своего дела.
- А как ленинградцы к троллейбусам относились?
- Машин на дорогах Ленинграда в те времена было так мало, что проще сказать, что их и вовсе не было. Троллейбусы и, конечно, трамваи тогда были самые главные. Когда, например, трамваи с Невского сняли, все стали ездить на троллейбусах, ведь метро пока не построили, а автобусов было мало.
- Как вы оцените труд реставраторов, работавших над ЯТБ-1?
- Всё точно такое же, как и было раньше! Такое чувство, что если я сейчас за руль ЯТБ-1 сяду, то сразу и поеду, - такая память хорошая об этой машине. Я успел поработать на самых разных троллейбусах: кроме этой, ещё на ЯТБ-4, потом на МТБ-82… В своё время ЯТБ-1 считался очень хорошей машиной, правда, руль был тяжеловатым, не было же никаких усилителей.
- А женщины справлялись с таким рулём? Ведь сейчас среди водителей троллейбусов много представительниц слабого пола.
- До войны женщин водителей почти не было. А в блокаду и уже после Великой Отечественной девушки стали садиться за руль. И к тому моменту, когда я сам стал водителем, к 1949-му году, уже было много женщин среди водителей троллейбусов. Справлялись, конечно!
- Какова, на Ваш взгляд, роль троллейбусов в современном Петербурге?
- Самая большая ошибка последних лет – что сняли много трамвайных путей и сократили число троллейбусных линий. Надо восстанавливать контактную сеть и возвращать линии там, где это сейчас возможно. И, конечно, для общественного транспорта нужно побольше выделенных линий, обособленных полос. Тогда и автолюбители будут пересаживаться охотнее.