Петербуржцы снова смогли прокатиться на конке

31 августа 2015

152-й день рождения «бабушки» трамвая отметили в Музее городского электрического транспорта. Дело в том, что праздничная дата (25 августа) выпала на неделю торжественного подведения итогов конкурса детских рисунков. Так что пассажирами необычного экипажа стали юные петербуржцы – участники творческого соревнования. После церемонии награждения с участием губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко,  гости музея отправились в праздничный рейс на вагоне, запряженном двумя лошадьми.

 

Впервые пассажирские коночные экипажи, которые стали ходить по рельсам,  появились в Петербурге в 1863 году. Тогда же была основана первая русская конно-железная дорога или, как её ещё называют на старый лад, конножелезка. Для пассажиров, которые пользовались конно-железными дорогами, действовали специальные правила. Так, входить в вагон и выходить из него разрешалось только на местах остановки, или когда он ехал не очень быстро, и обязательно справа по ходу движения. Такие порядки помогали  обезопасить горожан от   попадания под лошадей встречного вагона.

 

 Любопытно, что тяжелые коночные вагоны, зачастую и двухэтажные (с империалом), тянули две, а то и одна лошадь. Однако  их сил не хватало, чтобы поднимать вагон на мосты.  Поэтому перед переправами были организованы стоянки  резервных лошадей,  и чтобы конка смогла переехать высокий мост, к ней  припрягали третью лошадь.

 

В зависимости от того, где ехал пассажир – на крыше или внутри вагона - он платил разную цену. Проезд на империале  был дешевле и стоил 3 копейки, так как люди ехали практически на улице. Дело в том, что у второго этажа не было крыши, которая защищала бы пассажиров от осадков. Считалось, что места на втором этаже – для пассажиров второго класса. А вот пассажиры первого класса за комфортный проезд внутри салона платили уже 5 копеек.

 

Копия вагона конки, которая в наши дни экспонируется в Музее городского электрического транспорта,  построена на базе грузовой платформы 30-х годов. Коночный вагон был воссоздан в конце 80-х годов и стал подарком к 80-летию петербургского трамвая. Необычная окраска вагона, с использованием голубого и синего цветов, выбрана неслучайно. Одно время все коночные экипажи красили одинаково: они были синими или тёмно-синими. В то же время встречались вагоны разных видов: длинные с 8-ю окнами или короткие на шесть окон.

 

Вагон конки ярко-голубого цвета был построен на Петербургском трамвайно-механическом заводе. Его воссоздали по старинным чертежам с соблюдением всех конструктивных особенностей вагонов конца XIX века. Свой номер он получил неслучайно: именно конка №114 стала первым в мире электрическим трамваем, запущенным 3 сентября (22 августа по старому стилю) 1880 года инженером Фёдором Апполоновичем Пироцким в Петербурге.

 

Предыдущая новость
Следующая новость