Санкт-Петербург посетил основатель и директор одного из крупнейших хранилищ электротранспорта в мире. Хельмут Портеле по традиции во время своего визита побывал в Музее городского электрического транспорта, познакомился с новинками экспозиции, а затем даже смог сравнить управление венскими трамваями с петербургской техникой. Благодаря тому, что большинство исторических вагонов, представленных в музее, на ходу, у него была возможность почувствовать себя вагоновожатым трамвая МС постройки начала прошлого века. После экскурсии директор Венского музея трамваев поделился своими впечатлениями и рассказал о развитии современного трамвайного движения.
- Каковы перспективы у электротранспорта, и каким путём он будет развиваться?
- За городским электрическим транспортом будущее. Причём очень важно, чтобы он был именно наземным и ходил по улицам, а не только в метро, под землёй. Трамваи и троллейбусы могут развозить пассажиров на относительно небольшие расстояния в масштабе города, для преодоления которых не обязательно специально спускаться в метро. Кроме того, строительство таких линий гораздо дешевле: прокладка 20 км трамвайных путей сопоставима по стоимости со строительством 1 км подземного тоннеля метро.
- А могут ли играть роль альтернативного общественного транспорта автобусы?
- Я думаю, что автобус - это вид транспорта для междугороднего сообщения, он не предназначен для городских улиц. Автобусы работают на двигателях внутреннего сгорания, а электротранспорт совершенно безвреден для экологии и для горожан.
- Как Вы оцениваете роль электротранспорта в современных городских условиях?
- Электротранспорт – это транспорт, у которого есть реальное будущее. Население городов растёт год от года, и с использованием моторного топлива окружающая среда становится всё хуже и хуже. Нужно, чтобы машины оставались на окраинах города. А оттуда уже можно пересаживаться на трамвай – на наземный транспорт, вместо того, чтобы из-за каких-то пяти-семи километров спускаться в метро. Пользоваться подземкой пассажиры должны, когда речь идёт о больших расстояниях, которые нужно быстро преодолеть за небольшое время. Но если вам не нужно ехать далеко – гораздо удобнее воспользоваться трамваем.
- А как сейчас трамвайное движение организовано в Вене?
- В Вене прокладываются новые трамвайные линии. В 50-60-е годы их активно демонтировали, чтобы освободить место для автомобилей. Однако сегодня всё изменилось. Теперь городские власти рассуждают иначе: «Пожалуйста, давайте строить новые линии через весь город, а также протягивать их в новые районы и в районы активной застройки. Пожалуй, так будет лучше». Кроме того, теперь, наоборот, говорят о том, чтобы разгружать городские улицы и убирать машины.
- Сколько сейчас трамвайных маршрутов в Вене и сколько трамваев их обслуживают?
- У нас 42 маршрута, по которым курсируют порядка 500 трамваев.
- Как в Вене организовано трамвайное движение в центре города? В Петербурге тема воссоздания трамвайных маршрутов в историческом центре является спорной, некоторые боятся, что трамвай будет нести дополнительную транспортную нагрузку на центральные магистрали и станет ещё одной проблемой.
- Нет, это не проблема. Автомобильный трафик - вот проблема, а не трамвайные пути. Необходимо раз и навсегда уяснить, что если есть рельсы, на них не должно быть машин. Сейчас же все автомобилисты выезжают на пути, это мешает движению трамваев, они застревают в пробке, а значит опаздывают. Правило простое: здесь проложены пути, значит по ним ездят трамваи. Скорая помощь может проехать по рельсам, полиция, - и больше никто. Тогда это будет работать. В Вене трамвайное движение таким образом и организовано: здесь рельсы, по ним ездить нельзя. Последние 10 лет у нас так. Следует опираться на мировой опыт. А он показывает, что время трамвая возвращается. И то же самое должно произойти и в Петербурге.
- Как о таком приоритете трамвая на венских магистралях отзываются горожане?
- Конечно, вначале все причитали: «О, я хочу ехать на своём личном автомобиле!» Теперь все в один голос твердят, что гораздо лучше добираться на трамвае. Так было в Вене. Кстати, и во Франции было так же. 40 лет назад они демонтировали пути, а сейчас снова прокладывают новые линии и возрождают трамвайное движение. Потому что так даже быстрее, чем на автомобиле. Кроме того, это решает проблемы с парковкой. Интенсивность движения в городе растёт, а места под автостоянку невозможно постоянно расширять. Гораздо удобнее оставлять машины на окраинах, пересаживаться в трамвай и таким образом доезжать до различных частей города. Абсолютно все горожане рады этому.
О музее
- В следующем году Венский музей трамваев отпразднует пятидесятилетие. За это время Вами была собрана уникальная коллекция техники, а сам музей считается одним из крупнейших хранилищ электротранспорта в мире. Понятно, что каждый экспонат в коллекции – это, можно сказать, Ваш ребёнок, каждый бесценен для Вас. Но наверняка есть несколько самых любимых. Потому что они, возможно, играют особую роль в Вашей жизни, судьбе, как-то связаны с Вашей биографией, историей семьи…
- Мне очень трудно сказать. Потому что для меня обычно каждый последний трамвай, который только что прошёл реконструкцию, очень дорог, близок мне. И как Вы уже сказали, они все – мои дети. Я, действительно, не могу выбрать. Не могу сказать.
- А если на минуту представить, что Вам бы пришлось переехать в другой город, а с собой на память можно было бы взять только один экспонат из музея.
- Я никогда не заберу ни один трамвай из Вены, потому что я основывал этот музей для Вены, а не для себя. Поэтому я бы ничего не взял с собой, я бы оставил их там. И я всё равно бы возвращался обратно в Вену, где бы мне ни пришлось жить и работать.
- Тогда просто поделитесь историей одного из экспонатов Венского музея. Например, в экспозиции петербургского музея в этом году появилась грузовая платформа 1923 года выпуска, которую в конце 40-х годов переоборудовали в прицепной вагон поливомоечного поезда. Представлены ли у вас грузовые трамваи?
- У нас в Вене тоже есть грузовой трамвай с любопытной историей. Поначалу он развозил воду в специальной цистерне, чтобы мыть улицы. Затем, в двадцатые годы, его стали использовать для перевозки бензина для новых автобусов. Спустя какое-то время он понадобился для других целей: в нём стали возить пиво. А после этого – ещё и молоко. В общей сложности этот трамвай работал в городе с 1883 по 1999 год.
- Всего в экспозиции венского музея представлено 127 трамваев, среди них есть любопытный экспонат, известный всему миру как «счастливый» - благодаря своему № 777.
- 777-й – это один из самых старых трамваев в коллекции и, да, он очень известный. Этот трамвай также называют аквариумом, потому что у него впервые появилось остекление кабины, защищающее от дождя или снега, а до этого стёкол не было. Это его родной номер, присвоенный во время эксплуатации, мы не гнались за конкретным номером, нам нужен был подлинный трамвай.
- Как директор Венского музея, как профессионал отрасли, что Вы можете сказать о Петербургском музее городского электротранспорта?
- Вот уже много лет я считаю Петербург своим вторым родным городом. И я люблю этот музей, и вижу, как он развивается, замечаю его прогресс. Потому что я наблюдаю за судьбой петербургской коллекции, я видел что-то в 1988 году, когда экспонаты находились ещё в разных местах, а теперь я вижу, что сделано здесь. Это, действительно, очень хороший и интересный музей. Мне здесь очень нравится.
- Что в петербургском музее представляет для Вас наибольший интерес? Может быть, здесь у Вас есть любимый экспонат?
- Для меня самое интересное – каждый год наблюдать, что нового появилось в экспозиции, как движется процесс реставрации. Сравнивать, как выглядела техника до восстановления (конечно, не очень привлекательно), и какой красивой она стала после.
Беседовала Дарья Тимофеева