Петербургский «Горэлектротранс» накануне 70-летия Великой Победы продолжает серию публикаций о людях и событиях блокадной поры, связанных с деятельностью ленинградского Трамвайно-троллейбусного управления. Работники ТТУ защищали свою Родину и на рабочих местах, и на фронте. Слесарь Энергослужбы Иван Григорьевич Самолётов ушёл в народное ополчение вместе с тремя сыновьями. В живых из них остался только один.
В ополчение - всей семьёй
В книге «Великая Отечественная война», подготовленной Институтом военной истории, есть такие строчки: «Старый производственник Ленинградского Трамвайно-троллейбусного управления И.Г. Самолётов пошёл в народное ополчение с тремя сыновьями…» В живых остался только один – сын Иван, который, вернувшись с фронта, продолжил рабочую династию в отрасли городского электрического транспорта Ленинграда.
Иван Григорьевич Самолётов трудился в Энергослужбе ТТУ слесарем шестого разряда. Старший сын Николай тоже работал слесарем - на Кировском заводе, среднему Ивану и младшему Александру в 41 году было 19 и 17 лет. Самолётовы жили в Ленинграде за Нарвской заставой. В тот момент, когда по радио объявили о начале войны, вся семья сидела за столом. Наступило молчание, все ждали, что скажет глава семьи. «Значит, так, - тихо произнёс Иван Григорьевич. – Дело ясное. Место сегодня наше там, где бьются с врагом. Завтра все четверо подаём заявления – и на фронт». Жена Матрёна Ниловна заплакала: «Как же так?! Вчера были пятеро, а завтра – одна…» «Ты нас прости, Ниловна, но иначе Самолётовы не могут», - ответил супруг.
Отец и сыновья знали военное дело, умели стрелять, хорошо окапываться и маскироваться. Иван Григорьевич Самолётов воевал в Гражданскую, его старший сын к тому времени отслужил действительную военную службу, средний прошёл военно-учебную подготовку, а младший осваивал военное дело по линии Осоавиахима. Все эти навыки пригодились им с первых же боёв. Первый бой Самолётовы приняли под Нарвой, сразу познав горечь отступления. А под Кингисеппом впервые столкнулись с гитлеровцами лицом к лицу: фашисты наступали в этот день особенно нагло – с сигаретами в зубах и автоматами наперевес. В этот бой Ивану Самолётову пришлось выносить с поля раненого отца. Спустя полторы недели глава семьи вновь вернулся на передовую. «Отпустили, батя? Или сам ушёл? – вспоминал после войны Иван Иванович. – Молод ты отца допрашивать, - будто бы сердясь, ответил отец. А сам, вижу, улыбается одними глазами. Не иначе, как сбежал от медиков».
18 сентября 1941 года старший Самолётов стоял на посту часовым. Шёл ожесточённый обстрел, вокруг рвались снаряды, однако он не покидал свой пост. Одним из осколков Иван Григорьевич был убит. Спустя два дня получил ранение сын Иван. Бойца доставили в один из ленинградских госпиталей, уже на следующий день после операции его навестила мама. «Будь осторожен! Отца мы не уберегли, так хоть вы, дети, после победы дома соберётесь», - говорила она. Однако дождаться ей довелось лишь одного Ивана.
Старший брат Ивана Николай погиб смертью храбрых на огненном рубеже под Лугой. Не дождалась Матрёна Ниловна и младшего Александра. Иван же, вернувшись после ранения в строй, воевал под Колпино, доставлял ленинградцам хлеб по Дороге жизни, сражался на Ораниенбаумском плацдарме. После операции его планировали отправить в тыл, однако Иван Иванович написал заявление об отказе. «У меня под Ленинградом отец погиб, и я теперь за двоих воевать должен!» - объяснил он.
Иван Иванович закончил войну, освобождая Чехословакию. После войны присоединился к своей матери, которая всю блокаду трудилась в ленинградском Трамвайно-троллейбусном управлении. Несмотря на потерю глаза, он стал работать там же, где трудился его отец – в электроремонтном цехе Энергослужбы. Отработал в ТТУ почти 20 лет, однако осколок в голове с годами мучил всё больше и больше – пришлось найти не такую тяжёлую работу.
Семейный обед, во время которого по радио объявили войну, Иван Иванович Самолётов запомнил на всю жизнь. С тех пор, принимая то или иное решение, он всегда мысленно проверял себя – а как бы поступил его отец?
Другие материалы из серии публикаций к 70-летию Великой Победы
«Командир блокадного трамвая» Михаил Хрисанфович Сорока
Ефросинья Фёдоровна Агапова – вагоновожатая возрождённого трамвая
Валенки для фронтового богатыря
Бывший несовершеннолетний узник фашистского концлагеря Александр Николаевич Лабезов
Эскадрилья «Ленинградский трамвайщик»