К 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

21 апреля 2015

Петербургский Горэлектротранс накануне 70-летия Великой Победы продолжает серию публикаций о людях и событиях блокадной поры, связанных с деятельностью ленинградского Трамвайно-троллейбусного управления. В военное время ТТУ возглавлял Михаил Хрисанфович Сорока. Это был профессионал высочайшего уровня, опытнейший инженер, автор смелых и неординарных решений, которые обеспечивали стабильную работу предприятия в тяжелейших военных условиях. А ещё это был человек с феноменальной памятью. В своей книге «Фронтовой трамвай» он не только полно и достоверно рассказал о работе ТТУ в годы войны и блокады, но и поимённо назвал героев той поры – как руководителей, так и простых трамвайщиков, монтёров, путейцев, рабочих, – всех, кто своим трудом под артобстрелами и бомбёжками приближал Великую Победу.

 

«Командир блокадного трамвая» Михаил Хрисанфович Сорока

 

Михаил Хрисанфович Сорока родился в ноябре 1903 года в Донбассе в семье рабочих. Окончил начальное железнодорожное училище, трудовую жизнь начал чернорабочим. Работал в депо подручным помощника машиниста на паровозе, затем слесарем-котельщиком. Поступил в Ленинградский электротехнический институт, где в 1935 году начал работу над дипломом, готовясь стать специалистом по электрификации судов, портов и береговых сооружений. Однако задолго до защиты Михаил Сорока – уже тогда грамотный, широко образованный инженер, обладающий достаточным жизненным опытом и навыками работы с людьми - решением партии был направлен в Трамвайно-троллейбусное управление. Партийное поручение оказалось для молодого, но перспективного специалиста неожиданным. Работу в этой области Михаил Сорока изначально не считал своим призванием, однако впоследствии его имя оказалось золотыми буквами вписано в историю наземного электрического транспорта города.

 

В Трамвайно-троллейбусном управлении Михаил Хрисанфович Сорока начал работу заместителем начальника Энергохозяйства, затем стал директором трампарка имени Калинина (ныне – трамвайный парк №5). Приняв парк с ежедневным недовыпуском вагонов в 46 процентов, к 1937 году он снизил недовыпуск до нуля. В 36 лет Михаил Сорока стал начальником ТТУ, в 1941 году, когда началась война, ему не было ещё и сорока. С этого момента на его плечи легла ответственность за сохранение коллектива трамвайщиков, подвижного состава и непосредственную деятельность управления по перевозке, как пассажиров, так и грузов, в том числе военных. Ленинградский трамвай стал поистине фронтовым, а трамвайщики – бойцами передовой, в которую превратился для них весь осаждённый город. К 8 декабря 1941 года трамваи и троллейбусы встали. Поддержание трамвайного хозяйства в рабочем состоянии требовало в эту суровую зиму неимоверных усилий.

 

Точкой отсчёта восстановления Ленинграда историки называют 15 апреля 1942 года – когда на улицы вернулся трамвай, ставший для ленинградцев символом жизни. Роль начальника ТТУ в этом историческом событии переоценить невозможно. Возобновление трамвайного движения произошло, в том числе, благодаря потрясающей работоспособности Михаила Сороки, его деловой хватке, смелым идеям, подкреплённым точным расчётом, а также редкому таланту привлекать к делу самых нужных, интересных и добросовестных людей. Случалось, что рабочий день руководителя предприятия продолжался 24 часа. Михаила  Сороку было трудно застать в кабинете – его чёрная «эмка» появлялась в самых разных концах города, в наиболее горячих точках. 15 апреля Михаил Сорока тоже не смог усидеть в кабинете – уже в половине шестого утра он отправился на Невский проспект (тогда – проспект 25 Октября), чтобы лично увидеть, как по улицам Ленинграда вновь побежит трамвай. «…Вдруг, слышу, откуда-то трезвон. Почудилось? Да нет! Но почему же вагоновожатый, не переставая, жмёт на педаль? Уж не случилось ли чего? Конечно, случилось! Меня будто обожгло, когда увидел, как на Невский на малом ходу, беспрерывно трезвоня, медленно выезжал пассажирский трамвай 12-го маршрута. Дорога была совершенно свободной, а заплаканная вагоновожатая всё жала и жала на педаль звонка, будто всех звала к себе…Не помню, кажется, я тоже плакал…», - вспоминает автор книги «Фронтовой трамвай».

 

Имя Михаила Хрисанфовича Сороки было известно не только партийному, военному и государственному руководству Ленинграда, работникам Трамвайно-троллейбусного управления. Простые ленинградцы называли его «Командир блокадного трамвая». «Неутомимая деятельность на этом посту создала ему авторитет хорошего руководителя не только среди трамвайщиков, но и среди населения города, – вспоминал бывший начальник Энергохозяйства ТТУЛ И.С. Пох. – Обычно такое положение может вызвать естественное удивление. Кто из пассажиров, и в каком городе давал когда-нибудь высокую оценку трамвайщикам и тем более руководителю. Лишь познав горечь от того, что в таком огромном городе трамвай приостановил свою работу, можно постичь великое трудовое достижение трамвайщиков осаждённого города и высоко оценить момент, когда остановленный войной трамвай снова пошёл».

 

Михаил Хрисанфович Сорока был удостоен многих высоких наград – ордена Красной звезды (за обеспечение транспортировки трамваями высоковольтного кабеля для прокладки по дну Ладожского озера и пуска Волховской ГЭС – «Кабеля жизни»); ордена Ленина (за бесперебойную работу коммунального предприятия), а также медалей «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

 

Несмотря на все выдающиеся заслуги перед Родиной, Ленинградом и ленинградцами, Михаил Хрисанфович не избежал участи многих своих современников, хотя судьба его была не столь трагична по сравнению с теми, кто был расстрелян и сгинул в сталинских лагерях. В 1949 году Михаил Хрисанфович Сорока оказался в числе лиц, привлечённых по так называемому «ленинградскому делу» как «пособник врагов народа» - он отказался предоставить компрометирующие материалы на руководителей города. Михаил Сорока был уволен из Трамвайно-троллейбусного управления и исключён из партии. Спустя 3 месяца он вновь начал работу, но уже со значительным понижением в должности – в качестве заместителя начальника пассажирского цеха Октябрьского вагоноремонтного завода им. Л.М. Кагановича. Лишь спустя 5 лет Михаил Сорока опять стал занимать руководящие посты, соответствующие его знаниям и опыту. Он работал в Ленинградском Совнархозе, а затем был направлен на завод «Севкабель» – заместителем директора по экспорту. После знаменитого ХХ съезда КПСС был полностью реабилитирован и восстановлен в партии.

 

Свой трудовой стаж Михаил Сорока окончил в 1977 году. Однако до своих последних дней он продолжал исследовательскую, архивную и литературную работу, поскольку считал себя в долгу перед рядовыми тружениками блокадного трамвая, каждого из которых он знал в лицо и поимённо. Внучка Михаила Хрисанфовича Виктория Медведева рассказывает, что её дедушка буквально жил трамваем. Михаил Хрисанфович не раз брал свою внучку в трамвайную поездку по городу, во время которой, благодаря своей феноменальной памяти, рассказывал ей о блокадных буднях: здесь бомба уничтожила трамвай, а тут - разорвавшийся снаряд убил работников Энергослужбы, восстанавливавших повреждённую при обстреле контактную сеть. 15 апреля, второй день рождения трамвая, 27 января, день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и День Великой Победы были для Михаила Хрисанфовича  и его семьи святыми днями.

 

Скончался «Командир блокадного трамвая» в 1990-м году, так и не успев закончить последнюю статью. Также ему не довелось увидеть памятник «Блокадному трамваю», о создании которого  он мечтал – этот памятник был открыт спустя 17 лет после его смерти – трамвай типа МС с военной фотохроникой на окнах появился в 2007 году на проспекте Стачек, у трамвайного парка №8.

 

 

Похоронен Михаил Хрисанфович Сорока на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

 

Другие материалы из серии публикаций к 70-летию Великой Победы

 

Борьба с трамвайным искрением

 

Ефросинья Фёдоровна Агапова – вагоновожатая возрождённого трамвая

 

Трамвай на линии огня

 

Валенки для фронтового богатыря

 

Бывший несовершеннолетний узник фашистского концлагеря Александр Николаевич Лабезов

 

Эскадрилья «Ленинградский трамвайщик»

 

Прокладка кабеля по дну Ладожского озера

Предыдущая новость
Следующая новость