95 лет назад в Ленинграде началось массовое обучение вагоновожатых трамвая

09 апреля 2015

В апреле 1920 года в Ленинграде открылась школа вагоновожатых. Организации безопасного трамвайного движения в советское время уделялось серьёзное внимание, поэтому подготовке вагоновожатых отводилась большая роль. Ведущими инженерами ленинградского Трамвайно-троллейбусного управления было разработано «Руководство для вагоновожатых» - один из первых методических документов, используемых при обучении трамвайному делу.

 

В апреле 1920 года в Ленинграде открылась школа вагоновожатых. Располагалась она в Дегтярном переулке. Именно эта школа явилась предшественницей Учебно-курсового комбината «Горэлектротранса», который готовит водителей трамвая и троллейбуса в наши дни. Сегодня водители петербургского городского электротранспорта – это высококлассные специалисты, управляющие подвижным составом, буквально начинённым сложным современным компьютерным оборудованием. Тогда же, на заре организованного обучения трамвайному делу, большинство желающих стать вагоновожатыми были малограмотными. В связи с этим важнейшей задачей была подготовка учебного пособия, которое было бы понятно ученикам, владеющим четырьмя простейшими арифметическими действиями.

 

В архиве СПб ГУП «Горэлектротранс» сохранились исторические фотографии, иллюстрирующие деятельность школы вагоновожатых, а также уникальный рукописный документ – «Руководство для вагоновожатых», совместно составленное в 1927 году главным инженером Трамвайно-троллейбусного управления Ю.К. Гринвальдом, выдающимся специалистом в области городского электротранспорта А.Х. Зильберталем, инженерами Управления Г.Н. Кнерелем и В.Э. Глазенапом. В этом руководстве заложены основные требования к вагоновожатому, которые остаются актуальными и сейчас: «Вагоновожатый должен быть дисциплинированным мыслящим человеком и квалифицированным рабочим, а не автоматом или машиной, и только тогда на него может быть возложена ответственная задача безопасно и экономично вести электрический поезд трамвая по загруженным улицам города при разных условиях времени дня и погоды».

 

Опубликовано биобиблиографическое издание о выдающемся ленинградце, специалисте в области городского электротранспорта Абраме Зильбертале

 

О том, насколько доступным языком было написано пособие, говорит вводный раздел, посвящённый электричеству. «Мы знаем, что вокруг нас существует воздух, но мы его не видим и не чувствуем. Мы только тогда начинаем замечать его существование, когда он чем-нибудь себя проявляет, например, начинает быстро двигаться и производить ветер. Или тогда, когда давление его сильно увеличивается или уменьшается. Мы знаем также, что все тела содержат в себе больше или меньше теплоты, но замечаем её только тогда, когда окружающие нас предметы горячее или холоднее нашего тела. То же самое можно сказать и об электричестве. Электричество всегда существует во всех предметах, но мы его замечаем только тогда, когда оно чем-нибудь себя проявляет, т.е., когда происходят какие-нибудь электрические явления».

 

Организации безопасного трамвайного движения в советское время, как и в наши дни, уделялось серьёзное внимание, и подготовке вагоновожатых отводилась большая роль. Их подбор осуществлялся Психотехнической лабораторией Трамвайно-троллейбусного управления. В лаборатории с помощью ряда тестов и тренажёров определялись способности вагоновожатого: внимание, сопротивляемость усталости, память, быстрое реагирование на внешние раздражители, спокойствие и уверенность во время работы, техническая сообразительность, хороший глазомер.

 

Подробные фотографии, иллюстрирующие деятельность школы вагоновожатых, можно посмотреть в группе СПб ГУП «Горэлектротранс» в соцсети  «ВКонтакте», а также в фотоальбоме на официальном сайте предприятия.

 

В наши дни будущих водителей трамвая и троллейбуса готовит Учебно-курсовой комбинат СПб ГУП «Горэлектротранс». В 2007 году комбинат продолжил свою работу в новых, специально оборудованных классах по адресу Гражданский пр., д. 131. Обучение проводится в девяти аудиториях на двух этажах административного здания совмещённоготрамвайно-троллейбусногопарка. Выпускники становятся водителями трамвая III разряда и троллейбуса IV разряда. А ныне действующие водителиимеют возможность повысить в Учебно-курсовом комбинате свою квалификацию для работы на новом современном подвижном составе, пополняющем парк СПб ГУП «Горэлектротранс».

Предыдущая новость
Следующая новость