К 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

07 апреля 2015

Петербургский Горэлектротранс накануне 70-летия Великой Победы продолжает серию публикаций о людях и событиях блокадной поры, связанных с деятельностью ленинградского Трамвайно-троллейбусного управления.  Трамвайщики работали в условиях постоянных бомбёжек и артобстрелов. Зачастую руководству ТТУ приходилось принимать неординарные решения, чтобы сохранить трамвайное движение в осаждённом городе.

 

Трамвай на линии огня

 

Регулярные артиллерийские обстрелы Ленинграда начались 4 сентября 1941 года, они продолжались до 22 января 44-го. Фашистская  авиация подвергала город бомбардировкам с 18 июля 1941 года по 17 октября 43-го. В этих фронтовых условиях приходилось трудиться и работникам Трамвайно-троллейбусного управления. За время блокады было зарегистрировано свыше полутора тысяч непосредственных попаданий снарядов и бомб в объекты трамвайной инфраструктуры. Было разрушено свыше 450 километров трамвайной контактной сети, 40 километров кабельной сети, 64 километра контактной сети троллейбуса, свыше тысячи вагонов и 25 зданий ТТУ. За время осады Ленинграда от бомбардировок и артобстрелов на рабочих местах было убито 77 работников ТТУ, ранено – 168 человек, контужено – 106. Пропало без вести 71 человек.

 

Несмотря на тяжелейшие условия, трамвайное движение отсутствовало в Ленинграде всего 4 месяца – с 8 декабря 41-го. А уже утром 15 апреля 1942 года ленинградцы вновь услышали долгожданный звонок трамвая. Трамвая, который стал для города символом жизни. Для сохранения трамвайного движения приходилось решать сложнейшие задачи. Об одном таком случае в своей книге «Фронтовой трамвай» вспоминает Михаил Хрисанфович Сорока – начальник Трамвайно-троллейбусного управления в годы войны. 21 мая 1943 года на проспекте Обуховской Обороны фашисты сбросили на трамвайные пути шесть бомб замедленного действия – взрыв мог произойти в любую минуту. Трамвайное движение до завода «Большевик» пришлось закрыть, от города оказался отрезанным трампарк имени Володарского, весь прилегающий район оцепили. Прошли сутки, в течение которых сапёры не смогли раскрыть секрет бомб нового типа. На время проведения сапёрных работ трамвайщики предложили оригинальный способ возобновления трамвайного движения. Доехав до оцепленного района, пассажиры обходили его по безопасному маршруту. Вагоновожатый также покидал трамвай,  пуская его на малом ходу – от Железнодорожной улицы в сторону улицы Крупской. В конце опасного участка трамвай встречал другой вагоновожатый, который останавливал вагон, дожидался пассажиров и доставлял их до конца маршрута. Перевозке пассажиров предшествовали испытания с трамваями, гружёнными балластом, вспоминал Михаил Хрисанфович: «И вот поезд, который полковник В.Р. Трегубов окрестил «смертником», тронулся. Люди, наблюдавшие издалека за операцией, застыли в безмолвии. И вдруг все захлопали в ладоши.

 

- Ура! Прошёл!»

 

Невзорвавшиеся бомбы с секретом удалось обезвредить лишь через неделю, после чего движение возобновилось в обычном режиме.

 

«Я рассказал об этом случае, чтобы читатель представил, в каких условиях трудились мы в мае сорок третьего, том самом месяце, когда нам вновь присудили первое место во Всесоюзном соревновании», -  писал Михаил Хрисанфович Сорока.

 

Другие материалы из серии публикаций к 70-летию Великой Победы

 

Валенки для фронтового богатыря

 

Бывший несовершеннолетний узник фашистского концлагеря Александр Николаевич Лабезов

 

Эскадрилья «Ленинградский трамвайщик»

 

Прокладка кабеля по дну Ладожского озера

Предыдущая новость
Следующая новость