Петербургский Горэлектротранс накануне 70-летия Великой Победы продолжает серию публикаций о людях и событиях блокадной поры, связанных с деятельностью ленинградского Трамвайно-троллейбусного управления. В истории блокадного Ленинграда электрический транспорт сыграл особую роль. Однако трамвайщики не только обеспечивали перевозки в осаждённом городе, но и поддерживали тесную связь с фронтом, оказывая защитникам Ленинграда всю посильную помощь.
Валенки для фронтового богатыря
В суровые блокадные зимы работников Трамвайно-троллейбусного управления выручало собственное валяльное производство. Оно было организовано предприятием задолго до начала войны – чтобы не зависеть от снабженцев. В сентябре 1941 года фабрика выпускала до 9 тысяч пар валенок в месяц. Важность выполнения заказов была настолько велика, что рабочие фабрики, инженерно-технический персонал не подлежали призыву в армию по брони. Чуть ли не каждого добровольца вызывали в Свердловский райком ВКП(б) и в порядке партийной дисциплины обязывали вернуться в цеха – Военный совет Ленинградского фронта требовал непрерывного увеличения производства.
В первую, самую страшную зиму 41-го года десятки тысяч пар валенок были переданы бойцам МПВО, аварийно-восстановительным отрядам, работникам оборонных заводов, тем, кто поддерживал Дорогу жизни. Продукция была поставлена и для военно-воздушных сил фронта. В 1942 году, в День Красной армии, начальник Трамвайно-троллейбусного управления в годы войны Михаил Хрисанфович Сорока приехал с подарками в стоящий у Детского Села батальон, укомплектованный призванными из Куйбышевского района. Бойцам привезли тёплые перчатки, носки, кисеты и стограммовые шкалики с водкой. Подарки вручали прямо в окопах и траншеях, попутно рассказывая бойцам, как стойко держатся ленинградцы. Командир одного из взводов пожаловался Михаилу Хрисанфовичу, что никак не может как следует одеть снайпера Николая Проценко – богатырь носил обувь….47-го размера, а самая большая шинель сидела на нём словно детская курточка! Выяснилось, что Проценко и Сорока оба родом с Донбасса. Начальник ТТУ пообещал земляку, что уже через неделю обеспечит его тёплой обувью. О том, как дальше развивались события, Михаил Хрисанфович вспоминает в своей книге «Фронтовой трамвай»:
«Поехал я на следующий день на валяльную фабрику, отдал мерку директору, а он мне вдруг говорит:
- Ошибочка вышла, Михаил Хрисанфович, неправильно вы измерили ногу героя. Слишком завысили размер.
Я рассмеялся.
- Посмотрели бы вы сами, Моисей Семёнович, на этого богатыря! Для него и окоп обычный не годится, надо ещё на метр углублять. А мерка, не сомневайтесь, правильная. Сделайте ему от нашего общего имени подарок, изготовьте валенки. Тёплые, удобные. Дня через два чтобы были готовы.
- Сделаем, - пообещал директор.
27 февраля валенки такой величины, что приводили всех в смятение, стояли у меня в кабинете».
Вместе с подарками трамвайщиков посланец куйбышевского батальона увёз на фронт снайперу и тёплое письмо от работников ТТУ.
На фото: начальник ленинградского ТТУ в годы войны М.Х. Сорока в своей знаменитой чёрной «эмке».
Другие материалы из серии публикаций к 70-летию Великой Победы
Бывший несовершеннолетний узник фашистского концлагеря Александр Николаевич Лабезов
Эскадрилья «Ленинградский трамвайщик»