1 марта 2015 года исполняется 170 лет со дня рождения Федора Аполлоновича Пироцкого, изобретателя трамвая. Федор Пироцкий, штабс-капитан гвардейской артиллерии, был талантливым изобретателем, самобытным и настойчивым экспериментатором.
С именем Фёдора Пироцкого связано первое предложение об использовании водной энергии для постройки центральных электрических станций, чтобы энергия от них передавалась «на всякое расстояние». Он принимал участие в развитии русской ракетной техники. Ему же принадлежит предложение о применении электричества для движения железнодорожного транспорта.
Первые исследования, послужившие основой развития электротранспорта в России, были проведены экспериментатором в 1876 году в Сестрорецке на участке железной дороги (длиной в 3,5 версты, около трёх с половиной километров), выделенном в его распоряжение. Успехи этих опытов показали, что с помощью электроэнергии, передаваемой к электродвигателю через рельсы, можно приводить вагоны в движение. Результаты своих экспериментов Фёдор Пироцкий описал в нескольких статьях, опубликованных в газетах и научных журналах.
От исследований Фёдор Пироцкий перешел к созданию самого трамвая, и 3 сентября (22 августа по старому стилю) 1880 года в Петербурге - впервые в России, да и во всем мире - состоялся запуск настоящего трамвайного вагона, переделанного из вагона конки с империалом. Несмотря на большую нагрузку - 40 пассажиров - вагон двигался «со скоростью конской рыси» (около 36 км/ч), достаточной скоростью для городского транспорта. Сохранились отчеты, из которых следует, что опыты продолжались 1, 14, 15, 16 сентября.
Вагон, который двигался сам, приводил в изумление зрителей, собравшихся в Рождественском парке. По словам одного из них, «странно, даже жутко становится смотреть на вагон, который движется без лошади и который по одному только желанию управляющего им кучера может внезапно останавливаться и двигаться в обратном направлении».
Опыты по перевозке пассажиров прошли без сбоев. Таким образом, большой вагон конки, превращенный Фёдором Пироцким в электрический трамвай, вполне разрешил проблему внутригородского транспорта. Сам демонстрируемый вагон был во всех своих деталях близок к современному трамваю. Мотор, подвешенный снизу, передача вращения с помощью шестерен и целый ряд других приспособлений, часть которых была сделана самим Фёдором Пироцким, а часть совместно с другим выдающимся электротехником – Владимиром Чиколевым.
Экономическая целесообразность применения изобретения Фёдора Пироцкого была несомненна. Это подтвердил не только эксперт, которого признавали все деловые круги – например, Вернер фон Сименс, но и более строгий эксперт - время. Спустя год немецкий инженер запроектировал и ввел в эксплуатацию электрическую железную дорогу между Берлином и Лихтерфельдом. Но в отличие от Фёдора Пироцкого уменьшил размер трамвайного вагона, а также применил ременную передачу вместо шестерен, что приводило к частым поломкам трамвая.
Ряд других внутригородских дорог - например, в Вене в 1883 году, в Англии в 1884 году и в ряде других городов - был построен на основе проекта российского изобретателя. Да и само устройство трамвая сохраняло те же конструктивные особенности, предложенные Фёдором Пироцким. До того времени, как появилось питание вагона от контактной сети.
Несмотря на распространение трамвайного транспорта в мире, в России с его введением не спешили. Во многих городах сохранялись конно-железные дороги. Единственным крупным городом, в котором не было своей конной железной дороги, оставался Киев. Город расположен на крутых холмах, поэтому применить лошадиную тягу во многих местах было невозможно. Когда изобретение Фёдора Пироцкого получило всеобщее признание, Киев обзавелся первым в России трамваем. Пущенный в мае 1892 года, он стал первым регулярно действующим трамваем в России.
В Петербурге эксплуатация трамвая началась только в 1907 году. Пуску трамвая предшествовали суды и выкуп городом прав у владельцев конно-железных дорог.
В Санкт-Петербурге Пироцкий проживал на Шпалерной улице, недалеко от места своей службы в Главном Артиллерийском Управлении. У него было много разного рода усовершенствований и по военной части, однако полностью список его разработок неизвестен. В книге Бориса Ржонсницкого «Федор Аполлонович Пироцкий» опубликован уникальный документ - «Схема электропередачи». На ней рукою самого изобретателя дана аннотация: «Проектировал Артиллерии Штабс-капитан Пироцкий. 23 июня 1874 года».
В наши дни об эксперименте Федора Пироцкого напоминает копия вагона конки из Музея городского электрического транспорта. Свой №114 он получил неслучайно: конка именно с таким номером стала первым в мире электрическим трамваем, запущенным петербургским инженером.