Впервые троллейбус смог своим ходом доехать до резиденции городского Правительства, возле которой, как известно, контактной сети нет. 16 июня Георгию Полтавченко представили подвижной состав нового поколения.
Впервые троллейбус смог своим ходом доехать до резиденции городского Правительства, возле которой, как известно, контактной сети нет. 16 июня перед Смольным прошло рабочее совещание, на котором временно исполняющему обязанности губернатора Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко представили подвижной состав нового поколения. Наряду с опытной эксплуатацией автобуса повышенной вместимости, которая проводится в «Пассажиравтотрансе», в «Горэлектротрансе» тестируют троллейбусы с повышенным автономным ходом. В рамках презентации руководители предприятий-перевозчиков рассказали о ходе испытаний.
Троллейбусы на литий-ионных аккумуляторных батареях – пример применения нанотехнологий на общественном транспорте. Они способны преодолевать без контактной сети расстояние не менее 30 км, тогда как обычные троллейбусы могут проехать на автономном ходу не более 500 метров (при необходимости объезда мест ДТП или обесточенных участков контактной сети).
В мае в Санкт-Петербург из Энгельса на опытную эксплуатацию прибыл троллейбус «Тролза» с увеличенным автономным ходом модели 5265 «Мегаполис». Троллейбус полностью низкопольный, с транзисторной системой управления и асинхронным тяговым двигателем. На нем используются литий-ионные тяговые батареи китайской фирмы «SINOPOLY BATTERY Co Ltd» с системой управления, разработанной петербургским предприятием «Чергос», и с размещением на крыше машины.
Цель испытаний - подтвердить заявленные технические характеристики таких троллейбусов в условиях Санкт-Петербурга. Особое внимание планируется уделить эксплуатации в зимний период, поскольку литий-ионные батареи чувствительны к отрицательным температурам. В ходе испытаний режим движения на автономном ходу чередуется с движением под контактными проводами с одновременным зарядом батареи. В настоящее время троллейбус работает на маршруте № 11 («ул. Кораблестроителей – ул. Тульская») и возит пассажиров.
Применение инновационных технологий на электротранспорте позволяет решить сразу несколько задач. По словам Георгия Полтавченко, будущее наших троллейбусов именно в этом: «Мы хотим благодаря введению подобного рода троллейбусов максимально разгрузить центр города, в первую очередь Невский проспект, от контактной сети, чтобы сделать виды города гораздо более привлекательными и интересными».
Также с помощью троллейбусов с автономным ходом можно оптимизировать маршрутную сеть: проложить новые маршруты и продлить старые. Например, в спальных районах или в районах с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой. Причем исключить полностью или частично затраты на строительство новых троллейбусных линий для обеспечения транспортного сообщения с новыми жилыми кварталами.
«Это экономия плюс комфорт и качество обслуживания пассажиров. Мы изучаем это в первую очередь с точки зрения улучшения качества транспортного обслуживания граждан, - отметил Георгий Полтавченко. – По большому счету – улучшения качества жизни и городской среды».
Кроме того, «Горэлектротранс» планирует создать на Васильевском острове зону экологически чистого электрического транспорта. В случае реализации этих планов на территории Трамвайного парка №2 может появиться депо для троллейбусов с увеличенным автономным ходом.
Опытная эксплуатация троллейбусов с увеличенным автономным ходом началась в апреле 2014 года с испытаний машины модели 5298-01 производства ОАО «Транс-Альфа» (Вологда), оборудованной батареями российской компании «EnerZ». Сейчас вологодская техника отправлена на завод на доработку. По техническому заданию петербургского «Горэлектротранса» к разработке троллейбуса с увеличенным автономным ходом приступил белорусский «МАЗ». Также создание аналогичной машины в планах ОАО «Башкирский троллейбусный завод».