В рамках события состоялся круглый стол, посвященный индустриальному наследию и музейным технологиям. Затихшие заводы и фабрики, заброшенные горные выработки, опустевшие железнодорожные вокзалы и трамвайные депо – эти пространства при грамотном подходе можно превратить в центры притяжения публики всех возрастов. Показательный пример – Музей городского транспорта в Санкт-Петербурге. Это единственное в России централизованное хранилище электротранспорта, расположенное в исторических зданиях и доступное для свободного посещения. Да и в мировой практике – большая редкость.
9 декабря в Центральном музее связи им. А.С. Попова собрались деятели культуры, специализирующиеся на трансформации индустриальных объектов в музеи. Участие в круглом столе принял директор Музея городского электрического транспорта Кирилл Нюквист. Он рассказал об уникальном опыте петербургского «Горэлектротранса» по перепрофилированию Василеостровского трамвайного парка города в площадку для уникальной экспозиции ретротехники. Сегодня это 22 трамвая и 7 троллейбусов, работавших на улицах Петербурга в разные годы, а также фондохранилище, где исторический транспорт ждет реставрации.
Музей городского электрического транспорта занимает два здания депо, расположенных на территории трамвайного парка № 2 на Васильевском острове. Это добротные постройки более чем столетнего возраста, интересные образцы промышленной архитектуры, признанные объектами культурного наследия регионального значения.
Музейная коллекция собрана буквально по крупицам, поиски новых экспонатов никогда не прекращаются, ведутся работы по реставрации. В создание и поддержание музея вложено немало труда, но и о его будущем стоит задуматься уже сегодня. «Надо развиваться всесторонне», - говорит Кирилл Нюквист. В трамвайный парк № 2 приходит много школьников, им недостаточно просто рассмотреть ретротехнику и даже покататься на ней (практически все экспонаты на ходу). Совершенно необходимо организовать мультимедийную часть экспозиции. Дети смогут наглядно увидеть, как устроен, к примеру, трамвай изнутри. Где проходит ток, как работают компрессоры, тележки, моторгенераторы и другие устройства. Глубоко заинтересовавшись техникой, подростки могут в дальнейшем связать с ней свою жизнь.
Планируется регулярно проводить открытые занятия и по правилам дорожного движения.
Знакомясь с транспортными раритетами, можно также пополнить багаж краеведческих знаний. Экскурсии могут выйти далеко за пределы трамвайного парка № 2. Конно-железная дорога появилась в Петербурге в 1863 году, первый трамвай пошел в 1907-м. Технические новшества существенно меняли облик городских улиц. Рельсы много раз перекладывались. Это богатейший пласт любопытной информации. Маршрутами, которых больше нет, можно пройти пешком, а можно - подготовить виртуальные карты.
В запасниках Музея городского электротранспорта много интересной техники. Её выставят, когда площади расширят после запланированного ремонта. Тогда появится и кружок моделизма для детей, а творческих конкурсов для юных петербуржцев станет больше.
У Музея городского электрического транспорта есть "коллеги" за рубежом. Коллекции различных образцов общественного транспорта собраны в Лондоне, Берлине, Вене, Мюнхене, Люцерне, Будапеште, Праге, Стокгольме. Петербургский музей открылся сравнительно недавно - в 2008 году, и быстро стал популярным. Это объяснимо: уникальные, зачастую сохранившиеся в единственном экземпляре образцы транспорта не прячут в депо - трамваи и троллейбусы снимаются в фильмах, принимают участие в ретро-парадах. В отличие от академических музеев, все экспонаты можно трогать руками. Поэтому в музее на Васильевском острове всегда много посетителей.