Первые трамваи вышли из ворот Василеостровского парка на Среднем проспекте 29 сентября 1907 года. В наши дни о первой линии - от Главного штаба до Васильевского острова - напоминает сохранённый на Адмиралтейском проспекте участок трамвайного пути. Электрический транспорт, пришедший на смену конке, стал символом технического прогресса и начал стремительно развиваться вместе с маршрутной сетью.
Трамвай не оставил свою службу горожанам даже во время блокады. Начальник ленинградского Трамвайно-троллейбусного управления в годы войны Михаил Сорока в своей книге «Фронтовой трамвай» приводит показательные данные: «В осаждённом Мадриде в 1937 году трамвай действовал лишь одну неделю. Стоило советским войскам весной 1945 года окружить Берлин, и движение на городских магистралях тотчас замерло. В Ленинграде из 900 блокадных дней трамвай трудился восемьсот одиннадцать».
В послевоенное лихолетье отрасль срочно восстанавливают: такой объём перевозок свалился на трамвай. На обеспечение его работы брошены все усилия.
К 80-м годам на линию ежедневно выходит более 2 тысяч трамваев, а Ленинград становится Трамвайной столицей мира.
Сегодня во всем мире экологичный, скоростной, бесшумный, просторный, светлый трамвай является признаком благополучия и комфорта современных городов. Таким же он становится и в Петербурге. Именно в наш город пришли первые российские
инновационные вагоны с полностью низким полом, снова введён в строй старейший трамвайный
парк на Васильевском острове, после 10-летнего перерыва трамвай вернулся на
Троицкий мост, по выделенным путям быстро и с комфортом трамваи доставляли на стадион болельщиков матчей
Кубка конфедераций FIFA 2017, а
трамвай №100 на проспекте Просвещения взял на себя повышенный пассажиропоток в связи с изменением здесь коммерческих маршрутов.