Главная / СПБ ГУП Горэлектротранс / Структура / Музей городского электрического транспорта
Музей городского электрического транспорта
1. Организация музея.


Официально, приказом Директора ГУП “Горэлектротранс”, Музей городского электротранспорта создан с 1 июля 2008 г. До этого музеи в трамвайных и троллейбусных парках существовали на общественных началах и самостоятельного статуса не имели.

2. Состав музея.


Музей состоит из трёх частей. Первая – это музейные экспозиции по истории трамвайного и троллейбусного движения в городе, работы парков и подвижного состава, работников предприятия. Вторая – ретроподвижной музейный состав (трамвайные вагоны и троллейбусные машины). Третья – документация и материалы музейного хранения.

Музейные экспозиции.


Музейные экспозиции, в основном, размещены в отдельном помещении площадью 203 кв. м. (165 кв. м. – зал и 35 кв. м. – хранения) и находятся на втором этаже депо № 2. Кроме этого, ещё имеются четыре стенда на территории музея. Основная информация размещена на пяти стеновых стендах по периодам развития трамвайного движения в городе с 1860 г. по 1945 г. На них представлена последовательность эволюции развития общественного транспорта города за весь период его существования. Это - конка, ледовый электрический трамвай и наземный городской трамвай. Всё иллюстрировано историческими архивными фотографиями, рисунками, схемами движения, графиками состояния транспорта. На напольных стендах размещена различная документация и информация
работы электротранспорта за 100-летнюю его историю. Это служебные пропуска, проездные и наградные документы, трамвайная символика, транспортные значки, книги, буклеты, личные документы работников и многое другое. В напольных витринах расположены подарки делегаций транспортников, посещаемых музей. Имеется подлинная форма водителей, кондукторские сумки, кассовые аппараты и компостеры разного периода их работы. Отдельные коллекции транспорта: служебные телефонные аппараты, макеты трамвайных вагонов (16 моделей). На экспозиционных столах представлены все юбилейные книги, начиная с 50-летней даты по трамвайно-троллейбусной тематике, выпускаемой по заявке предприятия. Стенды с фотографиями всех моделей трамвайных вагонов, используемые за всю его историю. Стенд современного европейского трамвая. Отдельные стенды по круглым юбилейным датам отдельных трамвайных парков, работы трамвая в блокадном Ленинграде. Историческая мебель (буфет, шкафы, стол) образца 1907 г., которая принадлежала первому директору Василеостровского трамвайного парка. Схемы маршрутов трамвайно-троллейбусного движения. Альбомы с фотографиями работников и ветеранов ГУП, книги почёта и отзывов.

Музейный ретроподвижной состав.


Музейный пассажирский подвижной состав расположен в половине первого депо на площади 1015 кв. м. на пяти путях размещены 16 реставрированных трамвайных вагонов с 1900 по 1989 года эксплуатации. Это - одноэтажная конка, Brush, МС-ПС, ЛМ-ЛП-33, ЛМ-ЛП-47, ЛМ-ЛП-49, ЛМ-57, ЛМ-68, КТМ-5М3. Все эти вагоны ходовые. Они используются для юбилейных выездов, а также сдаются в аренду по договорам за оплату, а также для экскурсий. Во втором депо размещены четыре реставрированных музейных пассажирских троллейбусных машин. Это ЯТБ-1, ЗИУ-5Г, ЗИУ-9-682Б, МТБ-82Д.

Музейные хранения.


В музейных хранениях находятся документы, фотографии, книги, брошюры и другие материалы, которые использовались и используются для подготовки выставочных стендов, подготовки печатных изданий предприятия, справок по событиям транспортных событий. Это более 100 папок с делами выдающихся деятелей электротранспорта, дарения (личные документы, архивы и фотографии).
Литература, получаемая на научно-технических музейных конференциях, копии статей, подготовленных и опубликованных в различных изданиях. Переписка с музеями и специалистами других городов. Копии документов и приказов руководителей парков и предприятия. Фотографии разных лет. Подшивки газет, журналов за многие годы по профилю работы музея. Различные проездные документы (билеты, карточка, служебные пропуска и др.). Исторические книги при строительстве трамвайных парков, чертежи трамвайных вагонов, норматив-ные документы по музею. Музейная документация с трамвайных парков, ликвидированных в настоящее время. Книги регистрации основных и вспомога-тельных фондов, книги отзывов и предложений за многие годы работы музея.

3. Историческая справка.


Первый музей трамваев открылся 29 сентября 1967 г. в самом старом трамвайном парке – трампарке имени Леонва А.П. на Васильевском острове на Среднем пр. 77. Дата открытия первого трамвайного музея была приурочена к 60-летию открытия трамвайного движения в городе. Одним из его создателей был бывший директор парка Холдяков С.А. Правда, до этого в некоторых трампарках оформлялись отдельные стенды, посвящённые жизни парка и ветеранскому движению по линии совета ветеранов. Через некоторое время стали открываться небольшие музеи и в других парках, однако все они были связаны с жизнью только своих парков и целиком историю развития трамвайного движения не отражали. В настоящее время остались небольшие музеи в трампарках № 1, 3, 5, 7 и некоторые музейные экспозиции в троллейбусных парках. Идея создания центрального трамвайного музея с ретроподвижным составом впервые возникла в начале 1990-годах. Первоначально создание такого музея планировалось на базе музея истории трампарка № 7 (бывший трампарк им. Володарского) на ул. Братьев Грибакиных 3 у станции метро “Пролетарская”. Группа энтузиастов во главе с Главным инженером парка Ананьевым А.Ю. с согласия руководства предприятия стала подготавливать восстановление ретроподвижного состава трамвая. Сам музей в этом парке работал с 1981 г., его основателем был Шарыгин М.Д., а затем его возглавлял тоже энтузиаст трамвайного движения Кромин Н.П. С переходом Ананьева А.Ю. директором трампарка № 2 в 2000 г. все работы и восстановленный подвижной музейный состав был переведён на Васильевский остров. Фактически с этого времени началось создание центрального трамвайного музея предприятия в нашем городе. В 2002 г. по заданию КГИОП правительства г. С.Петербурга были сделаны проработки создания на этой территории и на базе этого музея городского музея электротранспорта, тем самым, заложить основу для организации научно-музейного центра истории становления и развития электротранспорта в С.Петербурге–Петрограде–Ленинграде–С.Петербурге. Общая площадь комплекса составит 4540 кв. м., экспонаты музея будут размещены на площади 2730 кв. м., из них наружных экспозиций на 850 кв. м. В таком варианте музей пока ещё не создан. Музей трамвайного парка им, Леонова А.П., на основе которого и создан Музей городского электротранспорта, работал всегда. В разное время в нём работали Холдяков С.А., Курочкина О.Г. и Львов Ю.М.

4. Настоящее музея.


В настоящее время Музей городского электротранспорта СПб ГУП “Горэлектротранс” является ведомственным музеем, находится по адресу Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., дом 77. Стоимость экскурсии составляет 70 рублей для детей, студентов и пенсионеров, 260 рублей – для всех остальных.

Посещение музея возможно только в сопровождении экскурсовода, либо сотрудника администрации музея.

Экскурсии проводятся по следующему расписанию:

со вторника по воскресенье в 10:00, 11:30, 14:00, 16:00, понедельник - выходной день.

Регламентированы и правила посещения музея. В частности, опоздавшие к началу проведения экскурсии или ко времени, согласованному с администрацией музея, на территорию не допускаются. В целях безопасности экскурсантам запрещается подниматься на смотровые вышки, проникать под музейный подвижной состав, а также другие машины и механизмы, перепрыгивать через смотровые траншеи и пр.

 

Телефон музея: 321-9891

 
 
Карта сайта Copyright 2009 © СПБ ГУП Горэлектротранс